Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и допризывная ... (Утратило силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 19 июля 2013 года N 330-пп)

I. Содержание проблемы и необходимость  
ее решения программными методами


Патриотическое воспитание граждан и подготовка молодежи к военной службе является частью общего воспитательного процесса и представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Российской Федерации.

Существенным шагом военной реформы стало решение о поэтапном сокращении срока службы в рядах армии и флота Российской Федерации по призыву: с 2007 года - до 18 месяцев, а с 2008 года - до 12 месяцев. С учетом сохранения в ближайшей перспективе смешанного принципа комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации особую актуальность приобретает качество допризывной подготовки молодежи к военной службе, в том числе знание основ военной службы, приобретение необходимых профессионально-технических навыков.

За последние годы в Архангельской области ухудшилось физическое здоровье молодежи. Более половины молодых людей имеют различные ограничения по здоровью. Все это связано с увеличением количества молодых людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению.

Острой проблемой в ходе приведения уровня допризывной подготовки в соответствие с требованиями Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время является состояние военной техники, переданной образовательным учреждениям ДОСААФ для организации подготовки специалистов. Из общего количества техники около 90 процентов образцов вооружения и военной техники, используемых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям в ДОСААФ, устарело.

В настоящее время существует также ряд проблем, влияющих на качество подготовки призывников в ДОСААФ, в том числе:

несоответствие состояния учебно-материальной базы ДОСААФ уровню технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

ориентация образовательных учреждений ДОСААФ только на курсовую систему подготовки, не дающую гражданам достаточного профессионального образования с возможностью социальной адаптации после военной службы;

значительное сокращение возможностей ДОСААФ в удовлетворении интересов граждан к занятиям военно-прикладными видами спорта.

Одной из причин низкого качества подготовки молодого пополнения, поступающего в войска в период призывной кампании, продолжает оставаться низкий уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, призванных на военную службу, связанный с отсутствием осознанной мотивации к прохождению военной службы.

Другими причинами, негативно влияющими на состояние физической подготовки допризывной и призывной молодежи, являются:

снижение эффективности действующей системы физического воспитания и физической подготовки молодежи, обучающейся в образовательных учреждениях, направленной на адаптацию юношей-призывников к специфическим нагрузкам;

отсутствие единой программы военно-физической подготовки на основе создания непрерывной и многоукладной системы воспитания молодежи допризывного возраста;

недостаточное количество уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях, слабая организация внеурочных и внешкольных занятий физической культурой и спортом;

недостаточная работа по созданию военно-спортивных клубов, центров военно-патриотического воспитания, оборонно-спортивных лагерей, организации полевых сборов для учащихся 10-х классов;

несформированность отношения к физической подготовке призывников как к процессу, направленному на формирование полноценного, физически здорового поколения;

сокращение финансирования, направленного на обновление спортивного оборудования, инвентаря, в том числе тренажеров, реконструкцию и капитальный ремонт спортивных залов, плоскостных сооружений, общеобразовательных учреждений по месту жительства и отдыха молодежи.

Воспитание граждан, особенно детей и молодежи, в духе патриотизма - сложный и своеобразный процесс, который может быть понят и осуществлен лишь при наличии общей концепции патриотизма, объединении усилий государственных, муниципальных, общественных и других структур, средств массовой информации, обеспечении принципа этапности и межведомственной координации при организации и проведении мероприятий.

Патриотизм должен найти свое место во всех направлениях работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, выделиться в особое направление государственной и общественной деятельности.

С целью улучшения физической подготовки молодежи допризывного и призывного возраста Архангельской области к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и воспитания молодежи в духе патриотизма, с учетом предложений исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления Архангельской области, организаций, научных и образовательных учреждений, общественных объединений, ДОСААФ возникла необходимость разработки долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и допризывная подготовка молодежи в Архангельской области (2012-2014 годы)» (далее - Программа).

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в политике, экономике, науке, культуре и спорте еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы России, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.

В связи с изменениями в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, объем учебного времени, отведенный на изучение раздела «Основы военной службы», с 2010-2011 учебного года сокращен в два раза.

Кроме того, сокращен с 40 до 35 учебных часов объем учебного времени, отведенный на формирование у обучающихся практических навыков по основам военной службы в период проведения с ними пятидневных учебных сборов.

В целях подготовки обучающихся к выполнению упражнения начальных стрельб из автомата Калашникова в период проведения учебных сборов образовательные учреждения в Архангельской области должны иметь макеты массогабаритного автомата Калашникова. Снижение количества макетов, а также других наглядных пособий обусловлено окончанием сроков их использования и сокращением числа вновь приобретаемых указанных средств обучения.

Ухудшился показатель обеспеченности образовательных учреждений в Архангельской области преподавателями, осуществляющими подготовку по основам военной службы. Безусловно, сложившаяся отрицательная динамика не может не сказываться на качестве подготовки обучающихся по основам военной службы.