Об утверждении долгосрочной целевой программы
Архангельской области «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
и допризывная подготовка молодежи
в Архангельской области (2012-2014 годы)»
(с изменениями на 14 мая 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления Правительства
Архангельской области от 19 июля 2013 года N 330-пп
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Архангельской области от 13 июня 2012 года N 256-пп;
постановлением Правительства Архангельской области от 25 сентября 2012 года N 412-пп;
постановлением Правительства Архангельской области от 14 мая 2013 года N 207-пп.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па «О порядке разработки и реализации целевых программ Архангельской области», Правительство Архангельской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и допризывная подготовка молодежи в Архангельской области (2012-2014 годы)».
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Архангельской области
И.Ф. Михальчук
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Архангельской области
от 11 октября 2011 года N 369-пп
(в редакции постановления
Правительства Архангельской области
от 14 мая 2013 года N 207-пп -
см. предыдущую редакцию)
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Архангельской области «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации и допризывная
подготовка молодежи в Архангельской области
(2012-2014 годы)»
____________________________________________________________________
По тексту Программы
слова «администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области», «министерство образования, науки и культуры Архангельской области» и «министерство экономического развития Архангельской области» в соответствующем падеже заменить словами «министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области», «министерство образования и науки Архангельской области» и «министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области» в соответствующем падеже на основании постановления Правительства Архангельской области от 13 июня 2012 года N 256-пп
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
По тексту Паспорта
слова «администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области» и слова «министерство образования, науки и культуры Архангельской области» в соответствующем падеже заменить словами «министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области» и словами «министерство образования и науки Архангельской области» в соответствующем падеже на основании постановления Правительства Архангельской области от 13 июня 2012 года N 256-пп
____________________________________________________________________
Наименование программы | - | долгосрочная целевая программа Архангельской области «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и допризывная подготовка молодежи в Архангельской области (2012-2014 годы)» (далее - Программа) |
Основание | - | распоряжение Правительства Архангельской области от 25 января 2011 года N 15-рп «Об организации допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации в Архангельской области»; |
Государственный заказчик-координатор Программы | - | министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области |
Государственные заказчики Программы | - | министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области; министерство образования и науки Архангельской области; агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области |
Основные разработчики Программы | - | министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области; министерство образования и науки Архангельской области; Региональное отделение Общероссийской общественно - государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Архангельской области (далее - ДОСААФ) |
Цель Программы | - | внедрение в Архангельской области системы допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, формирование высокого патриотического сознания, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите интересов Российской Федерации |
Задачи Программы | - | создание условий для скоординированной деятельности органов государственной власти Архангельской области, общественных объединений в сфере подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации (задача N 1); восстановление престижа военной службы, создание благоприятных условий для подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (задача N 2); методическое, информационное и материальное обеспечение деятельности по патриотическому воспитанию граждан допризывного возраста (задача N 3) |
Целевые показатели | - | задача N 1: количество разработанных и внедренных в образовательных учреждениях программ формирования потребности у детей и подростков к здоровому образу жизни; доля молодых людей в Архангельской области, негативно воспринимающих воинскую обязанность и военную службу (по результатам социологических исследований); задача N 2: количество граждан допризывного возраста, принявшей участие в оборонно-спортивных мероприятиях и военно-полевых сборах (нарастающим итогом); задача N 3: количество общественных объединений военно-патриотической направленности, улучшивших материально-техническую базу; количество изданных информационных и методических материалов по вопросам патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи |
Сроки и этапы реализации | - | 2012-2014 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень основных мероприятий Программы | - | программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий по следующим направлениям: совершенствование процесса патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи; материально техническое и методическое обеспечение государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи», а также поддержка его деятельности; информационно-методическое и научное обеспечение процесса патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи |
Исполнители Программы | - | министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области; министерство образования и науки Архангельской области; агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Центр патриотического воспитания граждан и допризывной подготовки молодежи»; ДОСААФ; исполнители, определяемые в соответствии с Федеральном законом Российской Федерации и муниципальных нужд» |
Объемы | - | общий объем финансирования - 45 400,00 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 45 000,00 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 400,0 тыс. рублей»; |
(позиция в редакции постановления Правительства Архангельской области от 25 сентября 2012 года N 412-пп- см. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - | увеличение количества молодежи допризывного возраста, принявшей участие в оборонно-спортивных мероприятиях и военно-полевых сборах, до 42 000 человек к 2014 году; разработка и внедрение в образовательных учреждениях не менее 3 программ формирования потребности у детей и подростков в здоровом образе жизни; организация не менее 2 молодежных полевых лагерей и 5 учебных сборов патриотической направленности; ежегодный выезд не менее 2 поисковых отрядов Архангельской области для участия во Всероссийской вахте памяти; восстановление и содержание не менее 9 мемориалов |
(позиция в редакции постановления Правительства Архангельской области от 13 июня 2012 года N 256-пп- см. предыдущую редакцию) | ||
Система организации контроля | - | министерством по делам молодежи и спорту контроль за реализацией Программы осуществляется Архангельской области и Правительства Архангельской области, министерством образования и науки Архангельской области, агентством государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, а также Правительством Архангельской области в форме утверждения ежегодного отчета о реализации Программы |
Патриотическое воспитание граждан и подготовка молодежи к военной службе является частью общего воспитательного процесса и представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Российской Федерации.
Существенным шагом военной реформы стало решение о поэтапном сокращении срока службы в рядах армии и флота Российской Федерации по призыву: с 2007 года - до 18 месяцев, а с 2008 года - до 12 месяцев. С учетом сохранения в ближайшей перспективе смешанного принципа комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации особую актуальность приобретает качество допризывной подготовки молодежи к военной службе, в том числе знание основ военной службы, приобретение необходимых профессионально-технических навыков.
За последние годы в Архангельской области ухудшилось физическое здоровье молодежи. Более половины молодых людей имеют различные ограничения по здоровью. Все это связано с увеличением количества молодых людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению.
Острой проблемой в ходе приведения уровня допризывной подготовки в соответствие с требованиями Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время является состояние военной техники, переданной образовательным учреждениям ДОСААФ для организации подготовки специалистов. Из общего количества техники около 90 процентов образцов вооружения и военной техники, используемых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям в ДОСААФ, устарело.
В настоящее время существует также ряд проблем, влияющих на качество подготовки призывников в ДОСААФ, в том числе:
несоответствие состояния учебно-материальной базы ДОСААФ уровню технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
ориентация образовательных учреждений ДОСААФ только на курсовую систему подготовки, не дающую гражданам достаточного профессионального образования с возможностью социальной адаптации после военной службы;
значительное сокращение возможностей ДОСААФ в удовлетворении интересов граждан к занятиям военно-прикладными видами спорта.
Одной из причин низкого качества подготовки молодого пополнения, поступающего в войска в период призывной кампании, продолжает оставаться низкий уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, призванных на военную службу, связанный с отсутствием осознанной мотивации к прохождению военной службы.
Другими причинами, негативно влияющими на состояние физической подготовки допризывной и призывной молодежи, являются:
снижение эффективности действующей системы физического воспитания и физической подготовки молодежи, обучающейся в образовательных учреждениях, направленной на адаптацию юношей-призывников к специфическим нагрузкам;
отсутствие единой программы военно-физической подготовки на основе создания непрерывной и многоукладной системы воспитания молодежи допризывного возраста;
недостаточное количество уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях, слабая организация внеурочных и внешкольных занятий физической культурой и спортом;
недостаточная работа по созданию военно-спортивных клубов, центров военно-патриотического воспитания, оборонно-спортивных лагерей, организации полевых сборов для учащихся 10-х классов;
несформированность отношения к физической подготовке призывников как к процессу, направленному на формирование полноценного, физически здорового поколения;
сокращение финансирования, направленного на обновление спортивного оборудования, инвентаря, в том числе тренажеров, реконструкцию и капитальный ремонт спортивных залов, плоскостных сооружений, общеобразовательных учреждений по месту жительства и отдыха молодежи.
Воспитание граждан, особенно детей и молодежи, в духе патриотизма - сложный и своеобразный процесс, который может быть понят и осуществлен лишь при наличии общей концепции патриотизма, объединении усилий государственных, муниципальных, общественных и других структур, средств массовой информации, обеспечении принципа этапности и межведомственной координации при организации и проведении мероприятий.
Патриотизм должен найти свое место во всех направлениях работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, выделиться в особое направление государственной и общественной деятельности.
С целью улучшения физической подготовки молодежи допризывного и призывного возраста Архангельской области к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и воспитания молодежи в духе патриотизма, с учетом предложений исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления Архангельской области, организаций, научных и образовательных учреждений, общественных объединений, ДОСААФ возникла необходимость разработки долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и допризывная подготовка молодежи в Архангельской области (2012-2014 годы)» (далее - Программа).
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в политике, экономике, науке, культуре и спорте еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы России, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.
В связи с изменениями в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, объем учебного времени, отведенный на изучение раздела «Основы военной службы», с 2010-2011 учебного года сокращен в два раза.
Кроме того, сокращен с 40 до 35 учебных часов объем учебного времени, отведенный на формирование у обучающихся практических навыков по основам военной службы в период проведения с ними пятидневных учебных сборов.
В целях подготовки обучающихся к выполнению упражнения начальных стрельб из автомата Калашникова в период проведения учебных сборов образовательные учреждения в Архангельской области должны иметь макеты массогабаритного автомата Калашникова. Снижение количества макетов, а также других наглядных пособий обусловлено окончанием сроков их использования и сокращением числа вновь приобретаемых указанных средств обучения.
Ухудшился показатель обеспеченности образовательных учреждений в Архангельской области преподавателями, осуществляющими подготовку по основам военной службы. Безусловно, сложившаяся отрицательная динамика не может не сказываться на качестве подготовки обучающихся по основам военной службы.
Одним из основных этапов подготовки учащейся молодежи к военной службе является получение ими практических навыков на занятиях в период проведения пятидневных учебных сборов.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов, основные из которых:
отсутствие осознанной мотивации к прохождению военной службы;
уменьшение объема учебного времени на подготовку граждан основам военной службы в образовательных учреждениях в Архангельской области;
несоответствие современным требованиям учебно-материальной базы в образовательных учреждениях в Архангельской области, недостаточная обеспеченность учебными пособиями, методическими разработками, современными техническими средствами обучения;
неудовлетворительные показатели состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу;
отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе;
недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта.
Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его интеллектуального, физического развития и здоровья.