Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2011 года N 115-пп

Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области
«Строительство жилья для специалистов, обеспечивающих выполнение
государственного оборонного заказа на предприятиях г. Северодвинска,
на 2012-2018 годы»

(с изменениями на 10 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления Правительства
Архангельской области от 11 октября 2013 года N 475-пп
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства  Архангельской области от 11 октября 2011 года N 371-пп;
     постановлением Правительства  Архангельской области от 9 октября 2012 года N 444-пп;
     постановлением Правительства  Архангельской области от 10 декабря 2013 года N 572-пп.
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па, Правительство Архангельской области

постановляет:      


1.  Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Архангельской области «Строительство жилья для специалистов, обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа на предприятиях г. Северодвинска, на 2012-2018 годы».


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня поступления средств федерального бюджета в областной бюджет и внесения соответствующих изменений в областной закон об областном бюджете.     

Исполняющий обязанности Губернатора
Архангельской области
А.Ф. Верещагин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Архангельской области
от 19 апреля 2011 года N 115-пп
(в редакции постановления
Правительства Архангельской области
от 10 декабря 2013 года N 572-пп -
 см. предыдущую редакцию)

Долгосрочная целевая программа
Архангельской области «Строительство жилья для специалистов,
обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа
на предприятиях г. Северодвинска, на 2012-2018 годы»

_________________________________________________________________________________________________________________
      В паспорте Программы и по тексту Программы слова «министерство строительства» и «министерство по региональной политике и местному самоуправлению» в соответствующем падеже заменены словами «министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства» и «министерство по развитию местного самоуправления» в соответствующем падеже на основании постановления Правительства Архангельской области от 9 октября 2012 года N 444- пп.

_________________________________________________________________________________________________________________     _________________________________________________________________________________________________________________
      В паспорте Программы и по тексту Программы слова «строительства и жилищно-коммунального хозяйства» в соответствующем падеже заменены словами «промышленности и строительства»   на основании
постановления Правительства  Архангельской области от 10 декабря 2013 года N 572-пп.
_________________________________________________________________________________________________________________

ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы Архангельской области «Строительство жилья
для специалистов, обеспечивающих выполнение государственного оборонного
заказа на предприятиях г. Северодвинска, на 2012-2018 годы»

Наименование программы

-

долгосрочная целевая программа Архангельской области «Строительство жилья для специалистов, обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа на предприятиях г. Северодвинска, на 2012-2018 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки программы

-

распоряжение Правительства Архангельской области от 28 декабря 2010 года N 668-рп  «Об утверждении перечня поручений по реализации основных положений Послания Губернатора Архангельской области Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области»

Государственный заказчик-координатор Программы

-

министерство промышленности и строительства
Архангельской области

(позиция в редакции постановления Правительства  Архангельской области от 10 декабря 2013 года N 572-п - см.предыдущую редакцию)

Государственные заказчики Программы

-

министерство промышленности и строительства
Архангельской области;
министерство по развитию местного самоуправления
Архангельской области

(позиция в редакции постановления Правительства  Архангельской области от 10 декабря 2013 года N 572-п - см.предыдущую редакцию)

Основной разработчик Программы

-

министерство промышленности и строительства
Архангельской области;
министерство по развитию местного самоуправления Архангельской области;
администрация муниципального образования «Северодвинск»;
ОАО «ПО Севмаш»

(позиция в редакции постановления Правительства  Архангельской области от 10 декабря 2013 года N 572-п - см.предыдущую редакцию)

Цель Программы

-

обеспечение трудовыми ресурсами организаций г. Северодвинска, обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа (далее - предприятия г. Северодвинска)

Задачи Программы

-

восстановление кадрового потенциала на рынке труда г. Северодвинска (задача N 1);
увеличение объемов жилищного строительства на территории муниципального образования «Северодвинск» (задача N 2);
обеспечение жильем специалистов, привлекаемых для работы на предприятиях г. Северодвинска (задача N 3)

Целевые показатели и индикаторы Программы

-

количество специалистов предприятий г. Северодвинска, улучшивших свои жилищные условия (граждан);
объем ввода жилья для специалистов предприятий г. Северодвинска (тыс. кв. м);
количество вновь принятых на постоянную работу специалистов для работы на предприятиях г. Северодвинска

Сроки и этапы реализации Программы

-

2012-2018 годы.
Программа реализуется в два этапа:
     1 этап - 2012 - 2015 годы
     2 этап - 2016 - 2018 годы

(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 9 октября 2012 года N 444-пп - см. предыдущую редакцию)

Перечень основных мероприятий Программы

-

проектирование объектов жилищного назначения, коммунальной и инженерной инфраструктуры;
обеспечение территорий комплексной жилой застройки объектами коммунальной и инженерной инфраструктуры, в том числе объектами дорожной инфраструктуры;
строительство  и реконструкция жилых домов для предоставления жилья специалистам предприятий г. Северодвинска;
вовлечение в инвестиционный процесс и ввод в эксплуатацию объектов незавершенного строительства жилищного назначения;
информирование населения о потребности в специалистах для предприятий г. Северодвинска

Исполнители Программы

-

государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Главное управление капитального строительства»;
администрация муниципального образования «Северодвинск»;
предприятия г. Северодвинска;
исполнители, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - исполнители, определяемые в соответствии с законодательством о размещении заказов)

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы - 5187,3 млн. руб.,
в том числе:
федеральный бюджет - 4773,1 млн. руб.;
областной бюджет - 247,0 млн. руб.;
местный бюджет - 112,6 млн. руб.;
внебюджетные источники (средства предприятий г. Северодвинска) -
54,6 млн. руб.

(позиция в редакции постановления Правительства  Архангельской области от 10 декабря 2013 года N 572-п - см.предыдущую редакцию)   

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы

-

улучшение жилищных условий более 7 тыс. специалистов предприятий г. Северодвинска;
увеличение объема ввода жилья на территории муниципального образования «Северодвинск» на 163,6 тыс. кв. м;
привлечение 5620 специалистов для предприятий г. Северодвинска

Система организации контроля за исполнением Программы

-

министерство промыщленности и строительства
контроль за реализацией Программы осуществляется
 Архангельской области, министерством по развитию местного самоуправления Архангельской области, а также Правительством Архангельской области в форме утверждения ежегодного отчета о реализации Программы.

(позиция в редакции постановления Правительства  Архангельской области от 10 декабря 2013 года N 572-п - см.предыдущую редакцию)   

I. Содержание проблемы, обоснование необходимости
ее решения программными методами


1. Численность населения Архангельской области без учета Ненецкого автономного округа на начало 2010 года составила 1212,2 тыс. человек.

Демографическая ситуация в Архангельской области, как и в целом по России, отражает сложность протекающих процессов.

В последние годы на демографической ситуации положительно отразилось введение новых мер государственной поддержки в рамках семейной политики, однако в дальнейшем резервы для позитивных изменений будут постепенно исчерпаны.

В настоящее время параметры рождаемости населения в 1,4 раза меньше требуемого для замещения «поколения родителей» «поколением детей». Так, суммарный коэффициент рождаемости в Архангельской области составляет 1,53 рождения на одну женщину репродуктивного возраста (в 2006 - 1,35, в 2007 - 1,47), в то время как для простого воспроизводства необходим показатель числа родившихся детей в среднем на одну женщину в течение жизни - 2,15.

Кроме того, в ближайшем будущем предстоит переход в фазу отрицательного влияния «демографического эха», когда в трудоспособный и детородный возраст будет вступать малочисленное поколение начала 90-х годов, что усложнит решение демографических и экономических задач.

Помимо естественных демографических процессов на численность населения и половозрастную структуру отрицательно влияет миграционное движение. Общий объем перемещений в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 10,4 процента, при этом численность населения Архангельской области за счет миграции сократилось на 7950 человек против 5089 человек в 2009 году.

При этом в общем объеме миграционных перемещений свыше 77 процентов занимают лица трудоспособного возраста. В общем числе выбывших старше 14 лет: 12,4 процента сменили место жительства в связи с работой, 12 процентов - в связи с учебой, 8,3 процента вернулись к прежнему месту жительства, 58 процентов указали причины личного либо семейного характера.

По предварительной оценке, за 2010 год вследствие естественных и миграционных процессов численность населения Архангельской области сократится на 10,6 тыс. человек и составит на начало 2011 года 1201,6 тыс. человек. При сохранении существующих демографических тенденций численность населения области за период с начала 2011 года до начала 2018 года может сократиться приблизительно на 50-60 тыс. человек.

2. С 1992 года уменьшается численность населения г. Северодвинска - с 255,9 тыс. человек до 187,5 тыс. человек (по состоянию на 01 декабря 2010 года). В эти же годы снизилась доля трудоспособного населения (с 153,1 тыс. человек до 121,3 тыс. человек), резко сократилось число потенциальных специалистов - молодежи в возрасте до 16 лет (с 66,7 тыс. человек до 28,3 тыс. человек), возросло количество нетрудоспособного населения (с 24,4 тыс. человек до 38 тыс. человек).

Предполагается, что количество выпускников 9-х и 11-х классов школ г. Северодвинска в ближайшие 2-3 года будет уменьшаться (9 класс: 2011 г. - 1633 человека, 2013 г. - 1581 человек; 11 класс: 2011 г. - 1160 человек, 2013 г. - 1134 человека).

3. Ведущим предприятием г. Северодвинска является ОАО «ПО «Севмаш» (далее - Севмаш), крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, главная задача которой - строительство атомных подводных лодок для военно-морского флота Российской Федерации (далее - ВМФ России). В середине 80-х годов ФГУП «ПО «Севмаш» имело численность промышленно-производственного персонала около 37000 человек, в том числе 17556 специалистов. Объем государственного оборонного заказа составлял около 34000 тыс. нормо-часов.

С 1992 года началось снижение государственного оборонного заказа Севмаша, объем которого составлял 15849 тыс. нормо-часов и, соответственно, уменьшение численности специалистов. Наиболее низкие показатели объемов государственного оборонного заказа соответствуют 1999 году, когда его объем составил 3190 тыс. нормо-часов, а численность специалистов продолжала снижаться до 2004 года и составила 7662 человека.

До начала падения объемов производства Севмаш обеспечивался трудовыми ресурсами как за счет рынка труда Северодвинска и районов Архангельской области, так и из других регионов России, что было обусловлено благоприятными условиями социально-экономического характера, созданными для привлечения и сохранения трудовых ресурсов. С падением объемов производства начался обратный процесс - отток персонала, связанный, соответственно, со снижением уровня заработной платы и ухудшением социальных и бытовых условий, что привело в свое время к невосполнимой потере большого количества специалистов.

Объем государственного оборонного заказа на Севмаше сменил тенденцию на незначительное возрастание начиная с 2000 года. И только предпринятые руководством предприятия меры по его загрузке выпуском продукции гражданского назначения, а с 2003 года - заказами военно-технического сотрудничества позволили сохранить квалифицированный персонал (специалистов) на уровне 8415 человек в 2008 году. Рост объемов производства в 2009 и 2010 годах, связанный с выполнением работ на буровой «Приразломная» и на авианосце «Викрамадитья», потребовал принятия кардинальных мер по увеличению численности специалистов. Благодаря комплексу таких мер, предпринятому администрацией Севмаша, удалось с большими сложностями довести численность специалистов к концу 2010 года до 9923 человек. Средний возраст специалистов в настоящее время составляет 41 год.

Учитывая уменьшение количества трудоспособного населения и молодежи, восстановление кадрового потенциала за счет рынка труда Северодвинска представляется маловероятным и незначительным.

Анализ развития ситуации с обеспечением трудовыми ресурсами показывает, что средний возраст специалистов будет неуклонно расти, постоянно будет увеличиваться дефицит трудовых ресурсов. Ожидаемый рост объемов производства по государственному оборонному заказу, предусмотренному государственной программой развития вооружений, потребует увеличения численности только основных специалистов к 2015 году до 15746 человек.

Решение данного вопроса возможно только за счет привлечения на Севмаш иногородних специалистов, а также осуществления подготовки и дальнейшего трудоустройства на предприятие молодежи из районов Архангельской области и других регионов России.

Для дальнейшего сохранения и закрепления принимаемого иногороднего персонала на Севмаш ложится сложнейшая задача обеспечения специалистов жильем.

В настоящее время строительство жилья, в том числе муниципального, ведется в городе в ограниченном количестве. Коммерческая стоимость его достаточно высока (порядка 40 тыс. рублей за 1 кв. м) и не доступна большинству действующих и потенциальных специалистов предприятия.

Таким образом, в настоящее время на балансе Севмаша отсутствуют объекты ведомственного жилищного фонда, в то же время за предприятием, которое с июля 2008 года преобразовано в открытое акционерное общество, сохранилось 14 объектов незавершенного строительства. Это недостроенные жилые дома, находящиеся в различной степени готовности.

Решение проблемы обеспечения специалистов жильем создало бы благоприятные условия для привлечения и сохранения квалифицированных специалистов.

4. Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка» (далее - Центр «Звездочка») - одно из градообразующих предприятий г. Северодвинска, крупнейшая в России, единственная судоремонтная верфь в стране, которая в комплексе способна реализовывать главные задачи по поддержанию обороноспособности Российской Федерации на современном уровне - строительство, сервисное и гарантийное обслуживание, ремонт, переоборудование, модернизацию и утилизацию надводных и подводных судов ВМФ России.

За время деятельности Центр «Звездочка» дал вторую жизнь 120 подводным кораблям, 85 из которых различных классов и назначений с атомной энергетической установкой, 87 надводным кораблям (в том числе и первому в мире атомному ледоколу «Ленин»). Построено 240 судов и плавсредств (включая новейшее спасательное буксирное судно «Звездочка» проекта 20180). В последние годы с заводских стапелей верфи сходят ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667 БДРМ, составляющие сегодня основу морских стратегических ядерных сил России. Летом 2003 года после ремонта от причала Центра «Звездочка» ушел на Север эскадренный миноносец «Бесстрашный». Ведутся подготовительные работы по приему в ремонт атомных подводных лодок (далее - АПЛ) третьего поколения.

Накопленный опыт в строительстве сооружений для нефтегазовой отрасли, авторитет Центра «Звездочка» как надежного партнера привлекают зарубежных заказчиков. По контракту с норвежскими компаниями «Statoil» и «Kvaerner» предприятие изготовило объемные стальные конструкции для нефтегазодобывающих платформ «Siri» и «Asgard-B». Центр «Звездочка» принимал участие в изготовлении конструкций для полупогружной платформы MOSS Maritime. Продолжая сотрудничество c норвежскими заказчиками, по контракту с компанией «Aker Solutions» в 2008 году Центр «Звездочка» завершил изготовление секций платформы проекта «Gjoa».

В 2005 году Центр «Звездочка» изготовил конструкции пускового стола для универсального стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара». Генеральный заказчик - ФГУП ГПНПЦ им. М.В. Хруничева. Пусковой стол смонтирован на космодроме «Плесецк».

В середине 80-х годов ФГУП «МП «Звездочка» имело численность промышленно-производственного персонала около 10000 человек, в том числе 4400 специалистов. Объем государственного оборонного заказа достигал 5 000 тыс. нормо-часов.

С 1992 года в результате социально-экономической ситуации в стране началось снижение государственного оборонного заказа предприятия, и, соответственно, уменьшение численности специалистов. Наиболее низкие показатели объемов государственного оборонного заказа соответствуют 1999 году, когда его объем составил 1597 тыс. нормо-часов, а численность специалистов упала до 3091 человека.

Причина дефицита трудовых ресурсов аналогична с ситуацией на Севмаше и связана также с демографической ситуацией.

Объем государственного оборонного заказа на Центре «Звездочка» сменил тенденцию на постепенное возрастание. Начиная с 2000 года Центр «Звездочка» начал выпускать продукцию гражданского назначения, а с 1998 года с заказами военно-технического сотрудничества и утилизацией АПЛ предприятие сохранило квалифицированный персонал (специалистов) в количестве 3349 человек. Рост объемов производства с 2007 года по 2010 год потребовал принятия кардинальных мер по увеличению численности специалистов. Благодаря комплексу мероприятий, разработанных администрацией предприятия, удалось довести численность специалистов к концу 2010 года до 3451 человека. Средний возраст специалистов на настоящее время составляет 41 год.

В соответствии с утвержденным гособоронзаказом и проектом государственной программы вооружения на 2011-2020 годы для Центра «Звездочка» запланирован рост объема производства к 2013 году более чем в 3,5 раза. Для выполнения поставленных задач потребуется дополнительное привлечение трудовых ресурсов из Архангельской области и других регионов России в течение ближайших пяти лет (более 2000 человек).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»