(с изменениями на 2 октября 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2013 года на основании постановления Правительства
Архангельской области от 12 октября 2012 года N 461-пп
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановленемя Правительства Архангельской области от 24 мая 2011 года N 172-пп;
постановленемя Правительства Архангельской области от 28 июня 2011 года N 216-пп;
постановленемя Правительства Архангельской области от 14 октября 2011 года N 380-пп;
постановленемя Правительства Архангельской области от 5 июня 2012 года N 229-пп;
постановленемя Правительства Архангельской области от 2 октября 2012 года N 424-пп.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с Порядком разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па, Правительство Архангельской области
постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Архангельской области «Культура Русского Севера (2011-2014 годы)» согласно приложению.
2. Министерству финансов Архангельской области ежегодно предусматривать средства для реализации долгосрочной целевой программы Архангельской области «Культура Русского Севера (2011-2014 годы)» при разработке проектов областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Архангельской области
И.Ф. Михальчук
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Архангельской области
от 19 октября 2010 года N 327-пп
(в редакции постановления Правительства
Архангельской области
от 2 октября 2012 года N 424-пп -
см. предыдущую редакцию)
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Архангельской области «Культура Русского
Севера (2011-2014 годы)»
Наименование программы | - | долгосрочная целевая программа Архангельской области «Культура Русского Севера (2011-2014 годы)» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - | Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; |
(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 24 мая 2011 года N 172-пп - см. предыдущую редакцию) | ||
Государственный заказчик-координатор Программы | - | министерство культуры Архангельской области |
(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 5 июня 2012 года N 229-пп - см. предыдущую редакцию) | ||
Государственные заказчики Программы | - | министерство культуры Архангельской области
|
(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 5 июня 2012 года N 229-пп - см. предыдущую редакцию) | ||
Основные разработчики Программы | - | министерство культуры Архангельской области
|
(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 5 июня 2012 года N 229-пп - см. предыдущую редакцию) | ||
Цель Программы | - | сохранение и рациональное использование историко-культурного наследия и превращение его в фактор устойчивого социально-экономического развития Архангельской области |
Задачи Программы | - | задача N 1: |
Целевые показатели и индикаторы Программы | - | доля объектов культурного наследия регионального значения, на которые оформлены паспорта объекта культурного наследия, от общего количества объектов культурного наследия регионального значения, %; |
(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 14 октября 2011 года N 380-пп - см. предыдущую редакцию) | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2011-2014 годы. |
Перечень подпрограмм | - | нет |
Перечень основных мероприятий Программы | - | раздел I. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения: |
(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 14 октября 2011 года N 380-пп - см. предыдущую редакцию) | ||
Исполнители Программы | - | министерство культуры Архангельской области; государственное автономное учреждение культуры Архангельской области “Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры”; пользователи и собственники объектов культурного наследия; |
(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 5 июня 2012 года N 229-пп - см. предыдущую редакцию) | ||
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы составляет 187 309,3 тыс. рублей, |
(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 2 октября 2012 года N 424-пп - см. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы | - | осуществление эффективного контроля над сохранением |
(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 14 октября 2011 года N 380-пп - см. предыдущую редакцию) | ||
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за исполнением Программы осуществляют министерство культуры Архангельской области, Правительство Архангельской области в форме утверждения ежеквартальных и ежегодных отчетов о реализации Программы |
(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 5 июня 2012 года N 229-пп - см. предыдущую редакцию) |
В Архангельской области на государственном учете состоит 1972 объекта культурного наследия, в том числе 179 объектов археологии, 9 объектов монументального искусства, 59 объектов истории, 1725 объектов архитектуры.
Наиболее насыщенными по количеству и качеству объектов культурного наследия являются территории севера Архангельской области, побережья Белого моря, городов Каргополя и Сольвычегодска, Соловецких островов.
В Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации включены ансамбль памятников Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника и памятники Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».
Историко-культурный комплекс Соловецких островов входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Для перечисленных территорий ориентация на ресурсы историко-культурного и природного наследия может выступать как фактор экономического развития.
Вместе с тем туристско-рекреационный потенциал Архангельской области реализуется не в полной мере, в том числе из-за плачевного состояния памятников истории и культуры.
Инвесторы, проявляющие интерес к памятникам истории и культуры как к виду недвижимого имущества, готовы, как правило, вкладывать средства только в те памятники, которые находятся в основном в центральных частях городов и районных центров, с целью дальнейшего использования их в коммерческих целях.
Архангельская область является крупнейшим средоточием памятников деревянного зодчества - наиболее ценной и хрупкой части культурного наследия Российской Федерации. В их числе архитектурные комплексы в с. Лядины и с. Саунино Каргопольского района, в с. Ненокса Приморского района, в Онежском районе.
Памятниками деревянного зодчества изобилует национальный парк «Кенозерский», расположенный в границах Каргопольского и Плесецкого районов. На территории парка находится около 100 объектов, особую ценность среди которых представляют 35 деревянных часовен, разнообразных по архитектуре.
На территории Архангельской области находится крупнейший в России музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», включающий 120 памятников.
Уникальность Архангельской области придают, прежде всего, памятники деревянного зодчества. Между тем не только гости Архангельской области, но и ее жители такого впечатления не получают.
Между тем мониторинг объектов культурного наследия показывает, что 79 процентов утрат составляют именно памятники деревянного зодчества. Основные причины - обрушение ввиду ветхого состояния, пожары - связаны с отсутствием собственников и пользователей, малолюдностью населенных пунктов, на территории которых располагались памятники, или их отсутствием.
В Архангельской области 1192 памятника деревянной архитектуры, из них 411- культового назначения и 781 - жилого и социального назначения.
Утрачено 22 процента памятников от общего числа деревянных памятников, руинировано около 1 процента, находится в аварийном состоянии около 15 процентов, в неудовлетворительном - 30 процентов, в удовлетворительном - 30 процентов. Фиксация утрат проводилась в 1970-2008 годах.
Флагманские позиции Архангельская область может сохранить только в том случае, если она окажется способной более эффективно, чем другие субъекты Российской Федерации, оказывать свое позитивное социальное, экономическое и культурное влияние на сохранение и использование традиций деревянного зодчества в современной градостроительной среде.
Памятники деревянного зодчества - это составная часть всего комплекса исторического села, деревни, поселения и района, поэтому их сохранение не может быть оторвано от развития всей территории.
Вместе с тем основная проблема, касающаяся деревянного зодчества, - усиливающаяся тенденция утрат памятников не только в силу специфики их материала, но и социально-экономических причин: разрушенного состояния традиционных сельских поселений, оттока населения из сельской местности.
Аварийное состояние памятников, выпадение объектов из хозяйственно-экономического оборота является первой проблемой, которую необходимо решать в рамках долгосрочной целевой программы.
Объем ассигнований из средств федерального и областного бюджетов на выполнение мероприятий по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия, расположенных на территории Архангельской области, в 2007-2009 годах составил:
млн. руб. | ||
Годы | Областной бюджет | Федеральный бюджет |
2007 год | 83,9 | 92,2 |
2008 год | 74,6 | 121,5 |
2009 год | 6,1 | 500,0 |
Всего | 164,6 | 713,7 |
На мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия, то есть непосредственно на решение вопросов государственного регулирования в этой сфере, в 2009 году из федерального бюджета было выделено 250,0 тыс. рублей, или 0,3 процента от общей суммы средств на реализацию мероприятий по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия федерального значения. Расходы на проведение мониторинга и паспортизации объектов культурного наследия регионального значения из областного бюджета составили 340,0 тыс. рублей.
Вторая проблема в сфере государственной охраны объектов культурного наследия - уязвимое положение объектов культурного наследия в современной градостроительной среде и отсутствие правоустанавливающих документов у большинства из них.
Данная проблема предполагает реализацию мер, направленных на выявление и учет объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения, утраты или причинения им вреда, контроль за их сохранением и использованием.
Отсутствие финансирования как из федерального, так и областного бюджетов на решение вопросов государственной охраны объектов культурного наследия не позволяет осуществить такие виды работ, как паспортизация объектов культурного наследия, определение границ их территории и разработка проектов охранных зон.
Следующая проблема, решаемая с помощью Программы, связана со значительным историко-культурным и природным потенциалом традиционных поселений Архангельской области для использования его в качестве особого туристического продукта как фактора экономического развития сельских территорий.
Необходимо отметить также, что в течение долгого времени памятники сохранялись без учета их окружения. Уничтожение и исчезновение типовой характерной застройки традиционных сел и деревень - один из основных вопросов охраны наследия сегодня. Специфика культурного наследия Архангельской области диктует сочетание пообъектной, средовой и градостроительной охранных практик, то есть сохранение ландшафтов. К подобным ландшафтам можно отнести, например, дер. Кимжа Мезенского района.
В самой деревне ценность представляют не только памятники архитектуры (Одигитриевская церковь, обетные кресты, жилые дома, хозяйственные постройки) но и культурный ландшафт, который складывается также из дорог, огородов, оград, пустошей, лужаек. Следовательно, необходимо создание адекватной системы защиты и поиск таких форм развития, которые бы обеспечивали наряду с достойным образом и качеством жизни также сохранность наследия. Одна из таких форм - достопримечательное место.
Роль государства в управлении наследием - исключить агрессивные по отношению к объектам наследия способы экономического освоения пространства в границах культурного ландшафта традиционных поселений, создать правовой режим территории.
В связи с многолетними исследованиями состояния памятников истории и культуры накопился разнообразный по форме и значению материал. Однако когда информация в виде отчетов, публикаций, описаний проектов, паспортов памятников, рекомендаций, данных фото- и видеофиксации хранится в различных архивах, сложно охватить вниманием весь материал и выбрать нужную ее часть, в том числе для принятия управленческих решений. В связи с этим существует необходимость обеспечения эффективного поиска как по метаданным, так и по самим ресурсам. Региональная база данных позволит накапливать структурированную, в том числе графическую, информацию о памятнике, вести мониторинг его технического состояния, сопровождать реставрационные работы, осуществлять информационную поддержку и координацию деятельности различных институтов в сфере культурного наследия по его сохранению. Публикации об объектах культурного наследия способствуют стимулированию интереса и формированию позитивного отношения населения к вопросам сохранения памятников истории и культуры.