Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области ... (Утратило силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года N 463-пп)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Основой единой транспортной системы Архангельской области являются региональные автомобильные дороги, объединяющие различные виды транспорта. Однако сеть автомобильных дорог не обеспечивает сложившуюся систему расселения и размещения производительных сил.

Область занимает значительную территорию, что затрудняет обеспечение транспортной доступности населенных пунктов. Низкая плотность населения (3 человека на один квадратный километр) и рассредоточенность населенных пунктов не позволяет минимизировать затраты на развитие сети автомобильных дорог.

Густота (плотность) региональных автомобильных дорог составляет 19,6 километра на 1000 квадратных километров территории, что ниже аналогичного показателя по Российской Федерации более чем в два раза.

Характерной особенностью сети автомобильных дорог является преобладание автомобильных дорог, проходящих в меридиональном направлении (автомобильная дорога М-8 «Холмогоры» и бывшие республиканские автомобильные дороги Усть-Вага - Ядриха, Урень - Шарья - Никольск - Котлас, Архангельск (от пос. Брин-Наволок) - Каргополь - Вытегра (до с. Прокшино). Вследствие недостаточного развития автомобильных дорог в широтном направлении отсутствует круглогодичная связь четырех административных центров муниципальных районов Архангельской области с административным центром Архангельской области, практически половина населенных пунктов Архангельской области не имеют связи с сетью автомобильных дорог по автомобильным дорогам с твердым покрытием.

По состоянию на 01 января 2011 года протяженность региональных автомобильных дорог (включая Ненецкий автономный округ) составляет 8102 километра. На сети автомобильных дорог имеется 780 штук мостов и путепроводов общей длиной 25879 погонных метров, из них деревянных -555 штук общей протяженностью 9656,2 погонных метра.

Протяженность региональных автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности региональных автомобильных дорог на 01 января 2011 года составляет 87,3 процента (7075,2 километра), из них протяженность автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием - 30,3 процента (2149,2 километра).

Сеть региональных автомобильных дорог построена в основном до девяностых годов прошлого века, под осевую нагрузку 6-8 тонн.

В зависимости от выполняемых функций, технических параметров, объемов транспортных потоков и характера загрузки региональные автомобильные дороги можно разделить на несколько групп.

1. Региональные автомобильные дороги, обслуживающие широкий спектр транспортных связей, как межрегиональных, так и внутриобластных. Общая протяженность таких дорог составляет 1453,9 километра, из них 1431,8 километра (или 98,5 процента) - с твердым покрытием, в том числе 924,2 километра (или 64,5 процента) - с усовершенствованным покрытием. Главным функциональным назначением этих автомобильных дорог является обеспечение автотранспортной связи Архангельской области с соседними субъектами Российской Федерации, обеспечение транзитных межрегиональных и межмуниципальных перевозок. Средняя интенсивность движения транспорта по этим дорогам составляет свыше 2000 автомобилей в сутки.

2. Региональные автомобильные дороги, обеспечивающие транспортные связи административного центра Архангельской области с муниципальными районами Архангельской области и межрайонные связи. Общая протяженность таких дорог составляет 1490,4 километра, из них 1249,6 километра (или 83,8 процента) - с твердым покрытием, в том числе 427,9 километра, (или 34,2 процента) - с усовершенствованным покрытием. Средняя интенсивность движения транспорта по этим дорогам составляет до 1000 автомобилей в сутки.

3. Региональные автомобильные дороги, обеспечивающие подъезд к населенным пунктам от сети региональных автомобильных дорог, обслуживающие преимущественно местные, внутрирайонные транспортные связи и характеризующиеся незначительными транспортными потоками. Общая протяженности таких дорог составляет 5157 километров, из них с твердым покрытием 4394 километра (или 85,2 процента), в том числе с усовершенствованным покрытием - 797 километров (или 18,1 процента). В зимний период, в том числе, работают ледовые переправы общей протяженностью 22,8 километра. Интенсивность движения транспорта по этим дорогам составляет до 500 автомобилей в сутки.

Слаборазвитая дорожная сеть, ее низкие технические характеристики не позволяют эффективно использовать ресурсный и экономический потенциал Архангельской области. В условиях ограниченных финансовых ресурсов изменение ситуации происходит крайне медленно.

Объемы строительства автомобильных дорог в Архангельской области
в натуральных показателях в 2000-2010 годах

Наименование

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Строительство:

автодорог, км

68,8

26,6

41,3

24,5

19,2

11,9

15,8

20,2

41,4

10,6

54,9

мостов,
п. м

764

1685

198

335

272

192

7

-

110

140

265

Протяженность обслуживаемой сети

автодорог, км

7724

7769

7842

7852

7852

7857

7869

7887

7924

8073

8102

мостов, пм

20593

21982

23513

25543

23665

23597

23798

24094

23839

25474

25879


Анализ сети региональных автомобильных дорог свидетельствует о том, что создание опорной сети автомобильных дорог не завершено. Отсутствует постоянное автомобильное сообщение по дорогам с твердым покрытием между административными центрами четырех муниципальных районов и областным административным центром. Около половины (48,7 процента) населенных пунктов Архангельской области не имеют автотранспортной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования. Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, обеспечивающих транспортное сообщение как между субъектами Российской Федерации, так и между муниципальными районами Архангельской области, не соответствует современным требованиям. Отсутствуют альтернативные варианты основных маршрутов автомобильного транспорта внутри Архангельской области, что препятствует равномерному распределению транспортных потоков и ухудшает условия движения транспорта по автомобильным дорогам.

Сложившаяся конфигурация и состояние сети автомобильных дорог общего пользования ограничивает мобильность населения и развитие экономики.

В 2007-2008 годах осуществлялась реализация социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования Архангельской области (2007-2010 годы)» (далее - СЦЭП), что позволило построить (реконструировать) 60,8 километра автомобильных дорог. В 2009 году в связи изменением бюджетного законодательства СЭЦП признана утратившей силу, Правительством Архангельской области утверждена долгосрочная целевая программа Архангельской области «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог Архангельской области (2009-2012 годы)». За счет реализации мероприятий долгосрочной целевой программы в 2009 году, а также за счет реализации мероприятий непрограммной части областной адресной инвестиционной программы в 2009-2010 годах было построено 65,4 километра автомобильных дорог и 305,8 погонных метра мостов. В связи с мировым финансовым кризисом и снижением доходной базы федерального и областного бюджетов в 2010 и 2011 годах программа была приостановлена, в результате чего поставленные цели не достигнуты.

В целях улучшения сети региональных автомобильных дорог в условиях ограниченного финансирования принимаемые меры должны носить комплексный характер и быть подчинены достижению конкретных целей, чему способствует применение программно-целевого подхода.

Необходимость применения программно-целевого подхода обусловлена следующими факторами:

1. Социально-экономическая острота проблемы, в первую очередь, - в части обеспечения автомобильного сообщения города Онеги и поселка Яренск с сетью автомобильных дорог общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Необходимо также обеспечить ликвидацию непроезжего участка (очага дорожно-транспортных происшествий) автомобильной дороги в направлении Северного автодорожного коридора на территории Вилегодского района, где ежегодно в осенний и весенний периоды возникают проблемы с проездом автомобильного транспорта, продолжить работу по строительству автомобильной дороги Архангельск (от пос. Брин-Наволок) - Каргополь - Вытегра (до с. Прокшино) в целях создания альтернативного федеральной автомобильной дороге маршрута движения транспортных средств по территории Архангельской области в направлении с севера на юг.

2. Необходимость привлечения средств федерального бюджета к решению поставленных задач.

3. Необходимость последовательного обеспечения в рамках Программы всего цикла реализации проектов по строительству (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, включая проектные работы, решение вопросов в области землепользования.

Программа позволяет определить оптимальное распределение средств на ближайшие годы по направлениям, решающим первоочередные задачи в сфере дорожного хозяйства, обеспечивающим наибольший эффект для населения и экономики Архангельской области.

Программа разработана в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», подпрограммы «Автомобильные дороги».

В рамках реализации мероприятий Программы в целях сокращения трудоемкости, стоимости и сроков выполнения работ, а также снижения затрат на последующее содержание искусственных сооружений будут применены следующие инновационные технологии: