Проекты «Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года» и «Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области на 2009-2012 годы» разработаны ООО «Про-Инвест-Спецпроект» и одобрены распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года N 278-ра/48.
Приоритетные отрасли экономики Архангельской области:
судостроение, машиностроение;
лесопромышленный комплекс;
транспорт;
туризм;
топливно-энергетический комплекс;
добыча полезных ископаемых;
рыболовство.
Развитие судостроительной отрасли связано, прежде всего, с ожиданием устойчивого спроса на продукцию судостроения, вследствие увеличения оборонного заказа и роста спроса на платформы для добычи нефти и газа на шельфе.
Возможности развития отрасли.
Выполнение госзаказа на строительство военно-морской техники.
Согласно государственной программе развития вооружений (ГПВ) выделение средств на ВМФ Российской Федерации в размере 1,25 трлн. руб. (в том числе на строительство атомных и дизельных подводных лодок).
Строительство нефтегазодобывающих платформ для освоения шельфовых месторождений.
Для освоения Арктического шельфа к 2030 году потребуется строительство 55 платформ.
Регион имеет значительные преимущества для обеспечения нефтяных месторождений в акватории близлежащих морей (Баренцево, Печорское, Карское).
К 2030 году ежегодный объем строительства платформ для этих месторождений составит около 50 млрд. рублей.
Существенное увеличение производственных мощностей предприятий (до 50 процентов) и усиление конкурентных позиций в наиболее значимых сегментах (военное судостроение, производство платформ, и строительство крупнотоннажных судов).
Высокий потенциал развития машиностроения на территории области связан с наличием требуемых компетенций и опыта.
Развитие атомного судостроения - ведущее стратегическое направление развития Архангельской области. Объединенная Судостроительная Корпорация - крупнейший судостроительный и судоремонтный комплекс страны, призванный играть особую роль в реализации государственных интересов Российской Федерации в области морской деятельности и осуществлять:
поддержку ВТС;
повышение обороноспособности страны;
транспортное обеспечение развития нефтегазового комплекса на Арктическом региональном направлении.
Северодвинский судостроительный кластер имеет возможность роста в связи с расширением Государственного оборонного заказа для ВМФ и развитием добычи углеводородов на шельфе Баренц-региона. Рынок судостроения для нужд Российской Федерации будет расширяться по трем следующим направлениям:
а) платформы, технологический и танкерный флот для освоения шельфовых зон Арктики: по оценкам только для обслуживания Штокмановского месторождения потребуется помимо 6 платформ 100-150 крупных кораблей снабжения и технологического сервиса. По общим оценкам в период до 2020 года в российской зоне Арктического шельфа могут быть введены в эксплуатацию до 10 крупных добывающих платформ;
б) гражданское судостроение по заказам российских и зарубежных партнеров. В России будет динамично развиваться флот грузовых судов, ориентированный на обслуживание экспортных и некоторых импортных потоков;
в) обеспечение Государственного оборонного заказа и реализация проектов в области военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами: подводный флот является ключевым и, по оценкам военных экспертов, самым слабым элементом ядерной «триады».
На территории Архангельской области находится космодром «Плесецк», имеющий стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны.