Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Социальное развитие села Архангельской области на 2010-2012 годы» ... (Утратило силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 3 апреля 2014 года N 128-пп)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Сложившееся неблагоприятное положение дел в сфере социального и инженерного обустройства сельской местности Архангельской области негативно отражается на демографической ситуации и препятствует устойчивому развитию сельских территорий.

С начала реформ в 1990 годах объемы капитальных вложений в социальную и инженерную инфраструктуру села существенно сократились. Недостаточность налогооблагаемой базы областного и муниципальных бюджетов для финансирования расходов областного и местного характера, отсутствие у большинства предприятий, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, прибыли для инвестирования социальной сферы привели к резким диспропорциям между состоянием социальной сферы и инженерного обустройства села и задачами, стоящими перед агропромышленным комплексом области по развитию сельскохозяйственного производства.

Существенно снизилась обеспеченность сельского населения услугами, оказываемыми учреждениями образования, здравоохранения, культуры, недостаточно развиты транспортная сеть, торговое и бытовое обслуживание, сократились объемы жилищного строительства. Основная часть сельского жилищного фонда не имеет коммунальных удобств: лишь 15 процентов жилищного фонда оборудовано водопроводом, 14 процентов - канализацией, 18 процентов - центральным отоплением, 23 процента - газом, 8 процентов - горячим водоснабжением.

Газификация


Одной из основных задач, стоящих перед регионом, является перевод потребителей Архангельской области на природный газ. В настоящее время им пользуются только предприятия и население городов Котласа, Коряжмы, Вельска, Мирного, поселков Приводино, Савватия, Курцево в Котласском районе, Урдома в Ленском районе, а также пос. Плесецк. Уровень газификации природным газом жилья в Архангельской области остается на уровне 9 процентов, а в сельской местности - еще ниже. Наличие развитых газораспределительных сетей позволило бы поднять на новый технологический уровень индивидуальные источники отопления и горячего водоснабжения в жилом секторе.

При использовании в качестве топлива природного газа будут исключены из выброса загрязняющие вещества - сажа, зола, диоксид серы. Применение природного газа, имеющего большую теплоту сгорания по сравнению с углем и древесным топливом, сократит валовое количество используемого топлива.

В топливном балансе области, по данным за 2008 год, на долю топочного мазута и каменного угля приходится около 65 процентов от потребления топлива, что приводит к росту тарифов на тепловую и электрическую энергию.

Газификация Архангельской области позволит создать условия для предоставления сельскому населению Архангельской области возможности пользования природным газом, обеспечит доступность природного газа как вида топлива для сельских муниципальных образований.

Водоснабжение


Система централизованного водоснабжения сельских населенных пунктов в области развита слабо, в настоящее время лишь 15 процентов жилищного фонда на селе оборудовано системой внутреннего водопровода. В Каргопольском, Мезенском и Шенкурском районах жилье, оборудованное водопроводом, составляет от 1,9 до 2,5 процента от общей площади жилищного фонда.

Водоотведением (канализацией) оборудовано 14 процентов от всего жилищного фонда. В Каргопольском, Коношском и Мезенском районах жилье, оборудованное водоотведением, составляет 0,3 процента.

Около 40 процентов водопроводных сетей требуется полностью восстанавливать.

Изношенность коммуникаций существенно влияет на потенциальную возможность оказания качественных и достаточных жилищно-коммунальных услуг и снижает условия комфортного проживания. В связи с этим существует объективная необходимость переоснащения коммуникационных сетей.

Для жилищно-коммунального хозяйства сельской местности характерны малый объем государственного жилья и невысокая плотность населения. Создание конкурентной среды и привлечение инвестиций для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства на селе, как правило, затруднительны.

Здравоохранение


Медицинская помощь сельскому населению Архангельской области оказывается специалистами фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, участковых, центральных районных и городских больниц, а также врачами специализированных медицинских учреждений.

На территории региона функционируют 486 фельдшерско-акушерских пунктов в качестве структурных подразделений муниципальных учреждений здравоохранения.

Материально-техническая база сельских лечебных учреждений в значительной степени морально и физически устарела и не соответствует лицензионным требованиям, что не только сказывается на качестве оказания медицинской помощи, но и не позволяет получить лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Кроме того, до настоящего времени функционируют фельдшерско-акушерские пункты, размещенные в приспособленных ветхих помещениях. В настоящее время требуется строительство новых 16 фельдшерско-акушерских пунктов.

Ограничение доступности медицинской помощи приводит к оттоку и сокращению численности сельского населения, в первую очередь трудоспособного возраста, что усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.


Образование

Материально-техническую базу общеобразовательных учреждений Архангельской области, особенно расположенных в сельской местности, можно охарактеризовать как неудовлетворительную.

По состоянию на 01 января 2009 года около 50 процентов зданий и сооружений образовательных учреждений требуют проведения капитального ремонта, 10 процентов - признано аварийными. Это обусловлено тем, что большая часть образовательных учреждений построена в 1950-1960 годы XX века, а более 42 процентов муниципальных образовательных учреждений располагаются в деревянных зданиях. Здания имеют дефекты несущих конструкций (осадка стен, разрушение кровли, неравномерная осадка здания вследствие подгнивания деревянных свай фундамента).

Из общего числа образовательных учреждений все виды благоустройства имеют около 44 процентов зданий. Не имеют водопровода 29 процентов учреждений, канализации - 38 процентов, центрального отопления - 14 процентов. Наиболее проблемной является ситуация в Верхнетоемском, Вельском, Коношском, Пинежском, Устьянском и Шенкурском муниципальных районах. В связи с этим из областного и муниципальных бюджетов ежегодно направляются значительные средства на поддержание и безаварийную эксплуатацию зданий и сооружений образовательных учреждений.

Из-за нехватки площадей в сельских школах сохраняется проблема обучения детей в две смены. На 01 сентября 2009 года в таком режиме работают 5 процентов сельских школ области, что оказывает негативное влияние на здоровье и успеваемость детей.

В результате реструктуризации сельских и поселковых школ учащиеся вынуждены посещать образовательные учреждения в других населенных пунктах района, это вызывает определенные трудности с их доставкой и размещением в пришкольных интернатах.