Недействующий

Об утверждении региональной программы «Развитие конкуренции в Архангельской области в 2010-2012 годах» (Утратило силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года N 467-пп)

Развитие конкуренции в сфере строительства


По данным муниципальных образований, в Архангельской области осуществляют деятельность около 252 организаций строительного комплекса (из них количество организаций по виду деятельности «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов» - 16, по виду деятельности «Строительство» - 236, из которых к генеральным подрядчикам относятся 64 организации).

Более 90 процентов объема работ по строительству выполняют частные строительные организации.

В строительной деятельности значительное развитие получили малые предприятия, которые составляют более 41 процента от числа строительных организаций. В настоящее время доля малых предприятий с видом деятельности «Строительство» достигает 13 процентов от числа всех малых предприятий. Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, выполняют более 11 процентов общего объема работ по строительству.

Если в 2007 году наблюдался значительный спад объемов строительного производства (объем работ, выполненный по виду деятельности «Строительство», в 2007 году сократился на 51,6 процента по сравнению с предыдущим 2006 годом и составил 14 694,1 млн. рублей), то в 2008 году объем работ составил уже 24 483,7 млн. рублей, или 134,3 процента по сравнению с 2007 годом.

В стоимость этих работ включены работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, модернизации жилых и нежилых зданий и инженерных сооружений.

В 2008 году введено 1181 здание жилого и нежилого назначения, что на 37,8 процента больше, чем в 2007 году. Их общий строительный объем составил 1495,6 тыс. куб. метров (130 процентов к предыдущему году), общая площадь - 365,0 тыс. кв. метров (131,6 процента к предыдущему году).

Индекс цен строительно-монтажных работ на конец 2008 года составил 98,5 процента. Средняя стоимость строительства 1 кв. метра жилья в г. Архангельске в 2008 году составила 38,8 тыс. рублей (108,6 процента по сравнению с 2007 годом).

Одна из причин высокой стоимости строительства - высокие обременения, которые несут застройщики, выполняя задания технических условий на технологическое присоединение к инженерным сетям.

Производственные мощности строительных организаций использовались в среднем на 66 процентов. Средний уровень обеспеченности финансированием в 2008 году составлял 3-4 месяца, заказами - 5-6 месяцев.

Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, по-прежнему остаются высокий уровень налогов, на который указывали 46 процентов опрошенных руководителей в начале и 49 процентов в конце 2008 года, конкуренция со стороны других строительных фирм (50 процентов в начале 2008 года и 38 процентов в конце 2008 года), а также высокая стоимость материалов, конструкций, изделий (47 процентов и 46 процентов соответственно).

В условиях кризисных явлений замедление объемов производства работ привело к снижению спроса на строительные материалы (в первую очередь на цемент и некоторые другие виды продукции), что не позволяет предприятиям этой отрасли промышленности работать на полную мощность.

Согласно мониторингу строительной отрасли региона, проводимому департаментом строительства Архангельской области, основная масса предприятий старается удержаться на рынке товаров, работ и услуг. Для этого необходимо (насколько станет возможным) сохранить как кадровый потенциал, так и производственную базу.

В отсутствие достаточного количества собственных оборотных средств организациям стройкомплекса нужны заемные ресурсы, а на данном этапе доступ к ним ограничен. Сегодня зафиксированы случаи отказа банков в выдаче кредитов предприятиям, остро нуждающимся в пополнении оборотных средств, по причине неперспективности данной отрасли.

Влияние кризисных процессов, происходящих в мировой экономике, и их негативных последствий ощутимо начали сказываться в строительной отрасли региона уже в конце прошлого года, что выразилось в первую очередь в снижении объемов строительно-монтажных работ. Основная причина - неплатежеспособность заказчиков, с которыми заключены договоры. В этой ситуации необходимы индивидуальный подход к проблемам организаций строительного комплекса и разработка конкретных мер поддержки организаций, в том числе с участием средств федерального, областного и местного бюджетов.

Особенность развития строительной отрасли в нашем регионе состоит в том, что организации стройкомплекса в немалой степени зависят от муниципального и государственного заказа.

Несмотря на кризисные явления в мировой и региональной экономике, реализация областной инвестиционной программы и целевых программ, финансируемых в форме капитальных вложений, продолжится. Финансирование по-прежнему будет осуществляться по объектам в различных отраслях и районах области.

Финансирование объектов областной адресной инвестиционной программы за счет средств областного и местных бюджетов позволит привлечь средства федерального бюджета.

Кроме того, необходимо продолжить привлечение средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для строительства жилья или покупки готового жилья у строительных организаций для расселения граждан из аварийного жилищного фонда. Этот механизм является инструментом прямых государственных инвестиций, направленных на сохранение отрасли.

В качестве мер, стимулирующих развитие конкуренции в данном сегменте, может быть налоговое стимулирование, осуществляемое через экономически обоснованную систему налоговых льгот и иных преференций. Эти меры, как правило, позволяют за счет снижения налогового бремени компенсировать финансовые потери, возникающие в результате осуществления основной деятельности строительных организаций, а также направлять освобождающиеся средства в определенные инвестиционные проекты, что увеличивает количество субъектов, действующих на данном рынке. В частности, для организаций, осуществляющих строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры, мерой налогового стимулирования могут быть «налоговые каникулы» по налогу на прибыль - то есть строительные организации при осуществлении данных работ должны освобождаться от уплаты налога на прибыль на период строительного процесса, который должен быть определен исходя из установленных сроков строительства объекта.

Для обеспечения достоверности расчетов стоимости строительной продукции на ранних стадиях строительного процесса, реального составления смет в строительстве и завершения реализации реформы сметного ценообразования и нормирования в строительстве необходимо организовать и обеспечить приведение региональной территориальной сметно-нормативной базы в соответствие с федеральным эталоном, завершить создание механизма сметного ценообразования в строительстве для региона.

В целях поддержания отрасли в условиях кризиса и обеспечения конкуренции необходимо планомерно реализовывать программу, направленную на оздоровление ситуации в строительном комплексе. Кроме того, в связи с отменой лицензирования в строительной сфере следует завершить создание механизма саморегулирования в сфере строительства на территории Архангельской области.

В целях обеспечения деятельности организаций, осуществляющих строительство жилья, необходимо продолжить реализацию соответствующих программных мероприятий, обеспечивающих привлечение бюджетных средств и средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в строительную отрасль.