Недействующий

Об утверждении региональной программы «Развитие конкуренции в Архангельской области в 2010-2012 годах» (Утратило силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года N 467-пп)

Развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства


Рынок жилищно-коммунальных услуг представляет собой смешанный тип рынка, то есть состоит из конкурентных и монопольных секторов.

К конкурентному сектору относятся организации, оказывающие жилищные услуги (управление многоквартирными домами, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, вывоз мусора).

Монопольный сектор представлен организациями коммунального комплекса, осуществляющими деятельность по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, электро- и газоснабжению.

Состояние конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами и их обслуживанию в Архангельской области характеризуется достаточной степенью развитости.

По состоянию на 01 июля 2009 года на рынке жилищных услуг осуществляют деятельность 149 организаций, из них 24 являются муниципальными (16 процентов), остальные 125 относятся к предприятиям частной и смешанной формам собственности (84 процента).

Однако, несмотря на относительно большое количество участников, нельзя сказать об отсутствии препятствий для развития конкуренции. Существует проблема вхождения новых компаний на рынок жилищных услуг, связанная с тем, что оставшийся нераспределенный жилищный фонд является ветхим и аварийным и, следовательно, дорогостоящим в обслуживании. Появлению новых игроков на рынке по управлению многоквартирными домами мешает отсутствие развитой материально-технической базы организаций, оказывающих услуги по управлению жилищным фондом, а также низкий уровень платежеспособности населения.

Основными факторами, препятствующими развитию конкуренции на рынке жилищных услуг Архангельской области, в настоящее время являются:

значительный износ коммунальной инфраструктуры;

недостаточный уровень правовой грамотности в сфере жилищного законодательства как собственников жилья, так и управляющих компаний;

отсутствие системы конкурсного отбора подрядных организаций для текущего ремонта жилья и проведения капитального ремонта.

Тот факт, что конкуренция в сфере оказания коммунальных услуг менее развита, обусловлен спецификой рынка коммунальных услуг, относящегося к естественным локальным монополиям.

На рынке оказания услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению и водоотведению, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов функционируют 332 компании, из них 178 являются предприятиями муниципальной формы собственности (54 процента), 154 предприятия - частной и смешанной форм собственности (46 процентов).

К факторам, тормозящим развитие конкуренции в сфере локальных монополий, можно отнести:

изношенность производственных фондов, зачастую требующих полной замены с учетом требований современных технологий (привлечение инвестиций в эту деятельность затруднено из-за проблем с залоговым обеспечением, высоких процентных ставок банков, низкой ликвидности активов и т.п.);

кризис неплатежей, затрагивающий в том числе предприятия, которые не подлежат отключению от услуг ни при каких условиях;

большой удельный вес в себестоимости продукции и услуг других предприятий-монополистов (предприятие не в состоянии влиять самостоятельно на тарифы и цены своих основных поставщиков, рост тарифов одного предприятия-монополиста всегда вызывает цепную реакцию роста цен и тарифов практически во всей отрасли);

высокие потери энерго- и водоресурсов при доставке их потребителю, вызванные недостаточным контролем за расходом ресурсов и изношенностью передающих систем и магистралей;

нехватка свободных энергомощностей.

Одним из основных направлений развития конкуренции является развитие партнерства бизнеса и власти (частно-государственное партнерство), так как конкуренция невозможна без включения в процесс производства частного капитала. В последнее время потребность в частных инвестициях постоянно увеличивается, так как отрасль остро нуждается в модернизации производственных мощностей в целях качественного и бесперебойного предоставления услуг потребителям. При этом возможности по использованию бюджетных инвестиций в коммунальном секторе сильно ограничены и не всегда приносят ожидаемый эффект.

Существует необходимость приведения механизмов тарифного регулирования в соответствие с потребностями функционирования частно- государственного партнерства.

По состоянию на конец II квартала 2009 года в Архангельской области в ведении управляющих компаний находилось более 91 процента от общего объема жилищного фонда (причем собственники 43 процентов домов самостоятельно реализовали решение по выбору способа управления), в ведении ТСЖ - 6 процентов. По итогам IV квартала 2008 года в ведении управляющих компаний находилось около 93 процентов от общего объема жилищного фонда, а самостоятельно реализовали свое решение по выбору способа управления собственники только 24 процентов домов, в ведении ТСЖ - 4 процента. Таким образом, по сравнению с 2008 годом объем жилищного фонда, находящегося в ведении управляющих компаний, собственники которых реализовали право по их выбору, увеличился в 1,8 раза, объем жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ, - в 1,5 раза.

Состояние конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами позволяет отнести его к рынкам с развитой конкуренцией, характеризующимся низким уровнем рыночной концентрации.

Вместе с тем в Архангельской области, особенно в крупных муниципальных образованиях, между управляющими компаниями усилилось соперничество с элементами недобросовестной конкуренции за право обслуживать многоквартирные дома. Негативную роль в развитии сферы услуг по управлению жилищным фондом играет также отсутствие норм персональной ответственности управляющих компаний за результаты своей управленческой деятельности.

В настоящее время большинство домов, находящихся преимущественно в муниципальной собственности, переходит на форму управления посредством ТСЖ, что зачастую связано с необходимостью выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Таким образом, несмотря на относительно большое количество участников данного товарного рынка, организационно-экономические и правовые отношения между хозяйствующими субъектами до сих пор не выстроены должным образом в соответствии с жилищным законодательством. В отрасли зачастую отсутствуют механизмы взаимной ответственности и заинтересованности потребителей и производителей услуг жилищно-коммунального хозяйства, направленные на эффективное и качественное обслуживание.

Розничный рынок электрической энергии (мощности) на территории Архангельской области представляют:

а) гарантирующие поставщики:

ОАО «Архангельская сбытовая компания»;