Сектор малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы. Малое и среднее предпринимательство способствует насыщению товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами, повышению занятости населения, внедрению новых форм организации производства, финансирования и сбыта, продвижению товаров и услуг к потребителю.
Для решения проблем развития малого и среднего предпринимательства является целесообразным использование программно-целевого метода, поскольку данные проблемы:
носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, экономическое развитие и рост производства;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов.
Малое и среднее предпринимательство является в силу своей гибкости и низкой капиталоемкости значительным резервом для стабилизации социально-экономического положения в обществе, особенно в условиях мирового финансового кризиса. Предпринимательская деятельность способна обеспечить трудовую занятость населения, в том числе на условиях самозанятости и вторичной занятости. Максимальное использование трудового потенциала территории обеспечит эффективное развитие экономики области.
Состояние малого предпринимательства характеризуют следующие показатели(1).
________________
(1) По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области
На территории Архангельской области по состоянию на 01 января 2009 года осуществляет деятельность 5401 малое предприятие (в том числе 3515 микропредприятий), на которых трудится 74944 человека (на микропредприятиях - 20568 человек).
Число предприятий малого бизнеса и их доля в экономике области постоянно растут.
Малыми предприятиями за 2008 год привлечено в основной капитал более 1219,2 млн. рублей инвестиций (в части новых и приобретенных по импорту основных средств).
Из числа лиц, работающих на малых предприятиях, 30 процентов заняты в торговле, 17 процентов - в сфере, связанной с операциями с недвижимым имуществом, 16 процентов - на обрабатывающих производствах и 12 процентов - в строительстве.
Характерной чертой малого предпринимательства является широкое распространение вторичной занятости, предоставляющей наряду с основным местом работы дополнительные источники доходов для населения. В 2008 году на малые предприятия на условиях вторичной занятости было привлечено 4,5 тыс. человек.
Оборот малых предприятий за 2008 год по всем видам деятельности составил 91,6 млрд. рублей.
Налоговые поступления в консолидированный бюджет Архангельской области от малых предприятий и предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы, за 2008 год составили 1 млрд. 501 млн. рублей (рост по сравнению с 2007 годом - более 29 процентов). Доля в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет области - 6 процентов.
Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Так, наиболее привлекательной для малого бизнеса остается сфера торговли, что объясняется более быстрым оборотом денежных средств. На долю этого вида деятельности приходится 36 процентов малых предприятий. Предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, составляют 20 процентов, предприятия обрабатывающих производств - 12 процентов, предприятия строительства - 10 процентов.
Несмотря на положительную динамику развития малого и среднего бизнеса в Архангельской области, существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, в том числе:
несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития этого сектора, и частое внесение изменений в действующие законодательные акты;
сложность доступа для субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам (включая сложную процедуру получения банковских кредитов), высокие процентные ставки за пользование кредитом, дефицит долгосрочных инвестиционных ресурсов;
изношенность основных средств;
ограниченные возможности аренды земельных участков и производственных площадей для субъектов малого и среднего предпринимательства;
проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для этой сферы;
неразвитость информационной и консультационной поддержки субъектов малого предпринимательства;
отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
несовершенство системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на уровне муниципальных образований;
административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов;
ограниченность возможностей субъектов малого предпринимательства по продвижению собственной продукции (работ, услуг) на региональные, межрегиональные и международные рынки;
недостаточно высокий уровень предпринимательской культуры, имиджа предпринимательства.