Лесной фонд Архангельской области расположен в таежной зоне Северо-Западной части Европы.
Лесистость территории (без островов Белого моря, Северного Ледовитого океана и Новой Земли) составляет 77,9 процента. Лесопокрытая площадь насчитывает 22,4 млн. гектаров, в том числе в ведении региона - 21,9 млн. гектаров. Общая площадь земель лесного фонда составляет 29,1 млн. гектаров, из них эксплуатационные леса - 21,4 млн. гектаров (74 процента), в том числе в ведении области - 21,3 млн. гектаров, защитные леса - 7,7 млн. гектаров (26 процентов), в том числе в ведении региона - 7,1 млн. гектаров.
Общий запас основных лесообразующих пород по лесам, находящимся в ведении Архангельской области, составляет 2,5 млрд. куб. метров, из них хвойных - 2,1 млрд. куб. метров, в их числе в спелых и перестойных насаждениях - 1,7 млрд. куб. метров (67 процентов). Хвойные насаждения составляют в запасе 83 процента, из которых более 68 процентов - ель.
Ежегодная расчетная лесосека составляет 21,8 млн. куб. метров, в том числе по хвойному хозяйству - 13,9 млн. куб. метров.
Основу лесного комплекса Архангельской области, по данным на 01 января 2009 года, составили 290 предприятий, в том числе по видам экономической деятельности: лесозаготовки - 157, обработка древесины и производство изделий из дерева - 127, производство целлюлозно-бумажной древесной массы, бумаги, картона и изделий из них - 5, производство фанеры - 1.
Предприятия лесопромышленного комплекса на территории области размещены неравномерно. Основные центры деревопереработки находятся в трех лесосырьевых районах - в центральном (г. Архангельск), южном (г. Коряжма) и западном (г. Онега).
На территории региона функционирует 6 вертикально интегрированных структур, в состав которых входят крупные лесоперерабатывающие предприятия и обеспечивающие их сырьем лесозаготовительные предприятия.
Уровень развития малого предпринимательства гораздо ниже в сравнении с другими лесными регионами. На малых предприятиях производится около 5 процентов от общего объема лесопромышленной продукции. Наиболее широко малые предприятия представлены в производстве столярно-строительных изделий. В последнее время растет их доля в производстве мебели. Более медленными темпами увеличивается доля малых предприятий в лесозаготовках. Показатели экономической эффективности работы малых предприятий остаются низкими по сравнению с крупными и средними предприятиями.
Основные проблемы лесопромышленного комплекса Архангельской области имеют как общеотраслевой характер, так и региональные особенности.
1. Недостаток сырья, связанный с неразвитостью дорожной инфраструктуры и постепенным истощением хвойных пород древесины. Существует также потенциальная угроза потери сырьевой базы в междуречье Северной Двины и Пинеги в связи с ослаблением и усыханием спелых и перестойных ельников.
2. Неразвитость транспортной инфраструктуры.
По показателю густоты железных дорог Архангельская область занимает одно из последних мест в Северо-Западном федеральном округе. На 1000 кв. километров территории региона приходится только 12,7 километра дорог общего пользования с твердым покрытием (вместе с НАО). Несколько районных центров до сих пор не связаны автодорогой с г. Архангельском. Недостаточная плотность лесных и лесовозных дорог делает недоступными для лесозаготовок наиболее качественные лесные массивы. В условиях низкой плотности автомобильных и железных дорог ключевую роль при транспортировке леса играют речные пути. Однако недостаточное финансирование дноуглубительных работ не позволяет более широко использовать реки Архангельской области.
3. Низкая конкурентоспособность производителей продукции лесной отрасли. Целый ряд лесопродукции лишь в отдельных случаях является продуктом конечного потребления. В большинстве случаев предприятия производят сырье для дальнейшей переработки. Кроме того, количество сертифицированной продукции, производимой на территории региона, гораздо ниже спроса зарубежного рынка на экологически сертифицированные лесные товары.
4. Несовершенство законодательной базы в сфере лесопользования.
Федеральным законом от 14 марта 2009 года N 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» прекращено проведение аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по исключительным случаям, устанавливаемым законами субъектов Российской Федерации. Областным законом от 27 июня 2007 года N 368-19-ОЗ «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений» одним из исключительных случаев являлась переработка древесины на территории региона, под которую резервировались и выставлялись на соответствующий аукцион лесные участки. Основными участниками аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений выступали представители малого бизнеса. Приведение областного закона в соответствие с федеральным законом привело к ограничению доступа к лесным ресурсам малых предприятий и предпринимателей, так как использование лесов по договорам аренды требует дополнительных финансовых затрат и является нерентабельным для малого бизнеса.
5. Высокий уровень износа материально-технической базы лесной отрасли, использование устаревших технологий.
На лесозаготовках применяются как традиционные технологические процессы и системы машин, основанные на вывозке леса в хлыстах или целыми деревьями, так и системы машин, основанные на раскряжевке хлыстов деревьев непосредственно в лесосеке, с последующей транспортировкой сортиментов на погрузочные пункты форвардерами, на раскряжевке хлыстов деревьев на верхних складах при сортиментной вывозке древесины. Техническое перевооружение лесозаготовительной деятельности осуществляется в направлении перехода от хлыстового способа заготовки к сортиментным, для чего приобретаются харвестеры и форвардеры. Возможность приобрести подобные лесозаготовительные комплексы имеют в основном крупные и средние предприятия.
Технический уровень лесопильного производства характеризуется значительной технологической отсталостью. На большинстве предприятий в качестве головного оборудования используются двухэтажные и одноэтажные рамы и частично агрегатные установки по производству пиломатериалов и технологической щепы. Применяемые технология и оборудование характеризуются низким уровнем производительности и механизации труда. На многих предприятиях требуют замены сушильные мощности. Модернизацию производства проводят лишь некоторые крупные и средние деревообработчики. Технический уровень целлюлозно-бумажных предприятий Архангельской области характеризуется более высокими показателями вследствие постоянно проводимой модернизации оборудования и совершенствования технологических процессов.
6. Слабость кадрового потенциала, связанная со старением кадров, дефицитом рабочих профессий и менеджеров среднего звена.
Значительного обновления требует также материально-техническая база отраслевых учебных заведений начального и среднего профессионального образования.
7. Слабая инновационная деятельность, недостаточное научное обеспечение.
В Архангельской области практически исчезла серьезная отраслевая наука, которая ранее была представлена рядом организаций.
Кроме того, в настоящее время происходит падение объемов производства предприятий лесопромышленного комплекса, прямым образом связанное со сложившейся на мировых рынках ситуацией. Экспортно-ориентированный лесопромышленный комплекс в условиях мирового финансового кризиса оказался в наиболее тяжелой ситуации из всех отраслей экономики области.
Падение цен на экспортную лесобумажную продукцию, проблемы с ее реализацией, рост тарифов на железнодорожные перевозки, прекращение кредитования банковскими организациями привели к отсутствию источников финансирования у переработчиков, что отрицательным образом сказалось на объемах переработки и заготовки древесины, а также на финансовом состоянии предприятий.
Все перечисленные проблемы ведут к снижению привлекательности лесной отрасли и, соответственно, сокращению доли конкурирующих предприятий на рынке лесобумажной продукции.
Развитие конкуренции в лесопромышленном комплексе предполагает решение следующих задач:
обеспечение равного доступа предприятий и предпринимателей к лесным ресурсам Архангельской области;
оказание государственной поддержки предприятиям и предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;