Система государственных и муниципальных закупок, действующая в Архангельской области, направлена на эффективное использование средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Система государственного заказа является составной частью экономики. На 2009 год государственный областной заказ был сформирован в объеме 11,4 млрд. рублей. От организации его размещения в значительной степени зависит не только эффективность расходования бюджетных средств, но и состояние конкурентной среды.
В 2008 году система размещения государственных заказов Архангельской области претерпела существенные изменения. Была создана централизованная система управления закупками через уполномоченный орган. Централизация закупок обеспечила системное планирование размещения заказов, гарантировала открытость и гласность процедур, соблюдение законных прав и интересов участников торгов, позволила унифицировать методическое и нормативно-правовое обеспечение торгов.
По итогам национального рейтинга прозрачности закупок за 2008 год, Архангельская область заняла 16 место из 83. В результате действия новой системы ожидается увеличение доли централизованного размещения заказов за счет средств областного бюджета до 80 процентов.
Данные о результатах торгов, проводимых в условиях экономического кризиса, свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении борьбы между хозяйствующими субъектами за удовлетворение снижающегося спроса на товары, работы и услуги. В настоящее время на официальном сайте Архангельской области в целях информирования о размещении заказов зарегистрированы более 8300 поставщиков. Ежемесячно регистрируются 150-200 субъектов. Около 70 процентов - поставщики из Архангельской области, 23 процента - из Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей, остальные представляют более 40 регионов Российской Федерации. В среднем в торгах принимают участие 4 участника размещения заказов. Наиболее высокие показатели конкуренции характерны для торгов способом аукциона в электронной форме - 7 участников. Поставщики оказались очень восприимчивыми к новому способу размещения заказов. Количество участников торгов в электронной форме насчитывает в настоящее время 720 поставщиков, что на 50 процентов больше, чем в прошлом году.
В Архангельской области действует достаточно развитая информационная инфраструктура, обеспечивающая открытость и гласность при проведении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Важнейшей ее составляющей является официальный сайт Архангельской области. В рейтинге официальных сайтов субъектов Российской Федерации, публикующих информацию о размещении заказов, сайт Архангельской области в 2008 году занял 23 место из 84.
С 2007 года работает автоматизированная информационная система «Госзакупки», которая объединяет в единое информационное пространство всех участников процесса исполнения государственного заказа на территории области и организует их работу по единым правилам. Обеспечивается возможность удаленной работы заказчиков, размещенных на территории всей области. В АИС «Госзакупки» работают также заказчики муниципальных образований, не имеющих собственных сайтов. В системе функционирует электронная торговая площадка, на которой проводятся аукционы в электронной форме. Внедрено использование электронной цифровой подписи для подписания ценовых предложений участников электронных торгов. Возможность размещения заказов путем аукциона в электронной форме существенно облегчила работу заказчиков по подготовке и проведению процедур размещения заказов.
Новые возможности появились и у поставщиков. На сайте госзакупок действует понятная и достаточно удобная система поиска информации, имеется возможность получения в режиме реального времени информации, отображающей ход электронного аукциона.
Таким образом, с помощью развертывания системы решаются задачи как обеспечения управляемости процессом закупок, так и повышения эффективности закупок за счет создания условий для добросовестной конкуренции и расширения круга поставщиков.
Вместе с тем состояние конкурентной среды на рынке государственных и муниципальных закупок вызывает серьезную озабоченность выявлением очевидных и в ряде случаев согласованных действий (сговора) участников открытых аукционов, направленных на заключение государственного контракта по начальной (максимальной) цене. Значительная часть государственных контрактов заключается по результатам несостоявшихся торгов, с единственным участником размещения заказа. Нередко происходит лишь минимальное снижение цены контракта.
Признаками согласованных действий участников аукциона являются:
а) присутствие на аукционе участников аукциона, ни разу не заявивших свое аукционное предложение о цене контракта;
б) отсутствие подачи аукционных предложений от участников аукциона до момента снижения шага аукциона до 0,5 процента и, в конечном итоге, минимальное снижение начальной (максимальной) цены контракта;
в) неявка всех допущенных к участию в аукционе участников на процедуру аукциона, за исключением одного участника аукциона, что ведет к заключению государственного контракта с единственным участником аукциона по начальной (максимальной) цене контракта.
Такие действия влекут за собой ограничение добросовестной конкуренции и неэффективное использование бюджетных средств.
В целях пресечения сговора участников аукционов и обеспечения формирования эффективной, максимально доступной и прозрачной системы государственных и муниципальных закупок приоритетным направлением является переход к использованию открытых аукционов в электронной форме.
Это позволит обеспечить максимальный доступ предпринимателей к торгам, существенно снизить издержки участников размещения заказа, связанные со сложностями представления необходимых документов для участия в процедурах торгов, уменьшит риск закупки требуемого товара по цене выше рыночной, сократит коррупционные риски, а также вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах.