На территории Архангельской области автомобильными перевозками занимаются свыше 30 автотранспортных предприятий общего пользования и более 2 тысяч ведомственных автохозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Согласно статистическим данным, предприятия с количеством транспорта до 9 единиц составляют 69 процентов, от 10 до 24 единиц - 19 процентов, свыше 100 единиц - менее одного процента. Таким образом, около 90 процентов автопредприятий Архангельской области имеют количество транспорта до 24 единиц, и именно они в значительной мере формируют рынок транспортных услуг.
Ключевыми факторами, препятствующими развитию конкуренции, и основными барьерами доступа новых предпринимателей на рынок пассажирских перевозок Архангельской области являются следующие:
1) сложившийся к настоящему времени состав участников перевозочного процесса (на протяжении долгого времени основными участниками рынка услуг по перевозке пассажиров являются несколько крупных предприятий и индивидуальных предпринимателей, новым участникам перевозочного процесса приходится корректировать свою работу с учетом их работы);
2) отсутствие законодательства на федеральном уровне, стимулирующего развитие конкуренции в сфере перевозки пассажиров.
В настоящее время проходит процедуру согласования и подписания проект федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», определяющий, в том числе, требования по обеспечению конкуренции при организации регулярных перевозок.
В целях сокращения административных барьеров и повышения качества работы с физическими и юридическими лицами, создания комфортных условий для участников рынка, развития конкуренции в сфере перевозок пассажиров департамент транспорта и связи Архангельской области предоставляет государственную услугу «Организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Архангельской области».
Конечным результатом предоставления государственной услуги является заключение договора с перевозчиком на выполнение межмуниципальных пассажирских перевозок.
Также постоянно организуется проведение консультаций с представителями Ассоциации автотранспортников Архангельской области, комитетом профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации с целью выявления и устранения препятствий при осуществлении предпринимательской деятельности.
Для повышения информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления департаментом транспорта Архангельской области проводятся следующие мероприятия:
публикация всех нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации пассажирских перевозок в регионе, на официальном сайте Правительства Архангельской области (www.dvinaland.ru) и официальном сайте департамента транспорта и связи Архангельской области (www.transdep.ru);
размещение электронных версий документов, необходимых участникам перевозочного процесса для подачи заявления на предоставление государственной услуги «Организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Архангельской области»;
предоставление безвозмездных консультаций перевозчикам по процедуре предоставления государственной услуги.
На рынке пассажирских автотранспортных услуг действуют незаконные (так называемые «нелегальные» или «бездоговорные») перевозчики, вносящие хаос в перевозочный процесс. В результате перевозчики, которые работают на законных основаниях (оформившие паспорта маршрутов и договоры с органами власти, взявшие обязательства по соблюдению расписаний движения, контролю за их выполнением, по повышению культуры и качества услуг), находятся не в равных конкурентных условиях.
Исключение работы незаконных перевозчиков позволит:
устанавливать равные условия конкуренции между перевозчиками;
определять органам местного самоуправления и органам власти субъектов Федерации условия, позволяющие повышать качество перевозок при сдерживании тарифов на услуги общественного транспорта и без компенсаций перевозчикам убытков, вызванных хаосом в пассажирских перевозках.
Установление условий равной конкуренции в сфере пассажирских перевозок в автотранспортном комплексе может быть достигнуто за счет корректировки действующего федерального законодательства.