Важным условием обеспечения устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения Архангельской области и Ненецкого автономного округа является развитие человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием региональной системы образования.
На 01 июля 2008 года в Архангельской области и Ненецком автономном округе функционирует 941 образовательное учреждение, в том числе 332 учреждения дошкольного образования (около 60 тыс. детей), 481 общеобразовательное учреждение (более 122,5 тыс. обучающихся), 73 учреждения дополнительного образования детей (более 71,5 тыс. детей), 34 образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 17 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, 3 санаторных школы-интерната, 1 специальная школа закрытого типа, в которых работает более 31,2 тыс. педагогических и руководящих кадров.
Комплекс мероприятий, реализованных в рамках областных социально-экономических целевых программ «Развитие общего образования и воспитание детей», «Развитие физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях», «Развитие науки, среднего и высшего профессионального образования», «Дети-сироты», «Отдых и оздоровление детей Архангельской области в 2008 году», окружной целевой программы «Развитие образования Ненецкого автономного округа на 2006-2010 годы» и приоритетного национального проекта «Образование», способствовали росту ресурсного потенциала системы образования, организации системной работы по оптимизации структуры сети учреждений образования с учетом внедрения новых финансово-экономических механизмов функционирования отрасли.
На базе общеобразовательных учреждений Архангельской области созданы 84 базовые школы и 24 информационно-ресурсных центра, где концентрируются кадровые, информационные, материально-технические и прочие ресурсы, которые также используются другими учреждениями.
В условиях оптимизации сети образовательных учреждений сельские школы ежегодно обеспечиваются новыми автобусами различной вместимости (56 автобусов за 2006-2007 годы). В настоящее время в 186 школах области организован подвоз около 7 тыс. детей.
Сохранена сеть учреждений дополнительного образования детей, несмотря на снижение контингента школьников. Охват детей системой дополнительного образования ежегодно увеличивается и составляет 62 процента.
За три последних года значительно улучшена материально-техническая база учреждений общего образования: приобретено современное учебно-лабораторное оборудование для 166 кабинетов физики, химии, географии, биологии, русского языка и литературы, интерактивные аппаратно-программные комплексы для 60 школ, более 500 единиц компьютерной техники для оснащения автоматизированных рабочих мест, в результате чего 481 школа и 42 структурных подразделения имеют высокоскоростной доступ к сети Интернет. Положительную динамику имеет показатель обучающихся на 1 компьютер (в 2006 году на 1 компьютер - 32,3 человека, в 2007 году - 28,9 человека). Увеличилось количество школьных библиотек, имеющих компьютерную технику - с 240 до 365.
Реконструированы спортивные сооружения в 23 учреждениях общего и дополнительного образования 12 районов и городов Архангельской области, 323 школы получили новое спортивное оборудование и инвентарь.
Существенно обновлена материальная база детских домов и школ-интернатов: приобретена новая мебель для спален и столовых помещений, спортинвентарь, на 19 единиц пополнился парк автомобильной и сельскохозяйственной техники, обновлен фонд учебной и художественной литературы. Обеспечен ежегодный оздоровительный отдых воспитанников областных учреждений из числа детей-сирот.
Осуществлено организационное и научно-методическое сопровождение мероприятий по обновлению содержания и технологий общего образования, в результате этого охват профильным обучением старшеклассников общеобразовательных учреждений Архангельской области и Ненецкого автономного округа составляет 37,5 процента. Апробирована практика организации учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов и программ для обучающихся, сформирована и реализуется система областных мероприятий с обучающимися образовательных учреждений для выявления и поддержки одаренных детей, воспитательных мероприятий гражданско-патриотической, физкультурно-спортивной, экологической и другой направленности, апробированы технологии проведения итоговой аттестации выпускников 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений в форме единого государственного экзамена, ведется апробация новых форм итоговой аттестации учащихся 9-х классов, проводимой муниципальными аттестационными комиссиями, начато формирование региональной системы оценки качества образования. Введение единого государственного экзамена позволило предоставить равные возможности выпускникам средних школ области при поступлении в учреждения высшего и среднего профессионального образования.
Финансирование науки из средств бюджета субъектов Российской Федерации осуществлялось только в рамках целевых программ (Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Реализация областной социально-экономической целевой программы «Развитие науки, высшего и среднего профессионального образования в Архангельской области на 2006-2008 годы» значительно способствовала росту научного потенциала региона, обеспечению выполнения областного заказа на научно-техническую продукцию. В рамках Программы получили развитие эффективные элементы инфраструктуры инновационной системы: центр трансфера технологий и центр патентно-технической информации, центры коллективного пользования - «Биоразнообразие Севера» и академический геобиосферный стационар «Ротковец». На более высоком уровне осуществлялись фундаментальные и гуманитарные исследования благодаря грантам, предоставляемым на паритетных условиях ведущими научными федеральными фондами и бюджетом указанной Программы. Прикладные научные исследования проводились по 13 направлениям, определенным исполнительными органами государственной власти в качестве приоритетных направлений развития науки в Архангельской области. В результате реализации прикладных проектов разработаны десятки новых технологий и технических решений, внедрение которых на предприятиях ведущих отраслей экономики Архангельской области будет способствовать значительному социально-экономическому росту региона. Были привлечены к научно-техническому творчеству более 300 молодых специалистов.
Вместе с тем в системе образования Архангельской области и Ненецкого автономного округа остается ряд проблем, требующих дальнейшего целенаправленного решения и дополнительного ресурсного обеспечения. Остро стоит проблема обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях, особенно в Вельском районе и городе Архангельске. Около 50 процентов зданий, сооружений общеобразовательных учреждений требуют проведения капитального ремонта, 10 процентов признано аварийными. Из общего числа образовательных учреждений все виды благоустройства имеют около 44 процентов зданий. Наиболее острая ситуация в Верхнетоемском, Вельском, Плесецком районах, городе Архангельске. Сохраняются тенденции к ухудшению здоровья детей в связи с отсутствием во многих образовательных учреждениях нормативных условий. Причины этой ситуации следующие:
(абзац в редакции постановления Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 года N 307-пп - см. предыдущую редакцию)
материально-техническая база большинства детских садов изношена, требует замены медицинское оборудование, ощущается дефицит физкультурно-оздоровительного оборудования и инвентаря - это оказывает негативное влияние на качество оказания детям своевременной коррекционной помощи, оздоровительной работы;
оборудование медицинских кабинетов учреждений образования не обновлялось на протяжении 20 лет, что не позволяет оказывать детям своевременную и качественную неотложную и профилактическую медицинскую помощь. Около 70 процентов образовательных учреждений нуждаются в приобретении нового медицинского оборудования;
изношенность оборудования школьных пищеблоков в разных муниципальных образованиях достаточно высока и составляет от 60 до 80 процентов, что негативно сказывается на качестве приготовления пищи;
существует потребность в дополнительных средствах для организации отдыха детей, на капитальный ремонт детских стационарных оздоровительных лагерей, большинство из которых построены 35-50 лет назад;
не в полной мере обеспечивается безопасность подвоза школьников: только 12 процентов транспортных единиц, осуществляющих школьные перевозки, соответствует требованиям ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей». Необходимо заменить 200 автобусов, а также приобрести 44 автобуса для школ, не имеющих техники для подвоза обучающихся, и не менее 30 автобусов, микроавтобусов, грузопассажирских автомобилей для государственных образовательных учреждений (специальных коррекционных и сиротских), 10 снегоходов для школ Ненецкого автономного округа.
В целях повышения качества образования следует совершенствовать и развивать систему коррекционного обучения, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, уделять особое внимание детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Требует дальнейшей поддержки система областных мероприятий для выявления и поддержки одаренных детей, мероприятий, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений. Возникает необходимость создания условий для участия обучающихся во всероссийских мероприятиях. В целях дальнейшего решения проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних, занятости детей во внеурочное время необходимо создавать материально-технические условия для функционирования на базе образовательных учреждений кружков и секций, наиболее востребованных подростками, - технической, туристической и спортивной направленности. Для устойчивого развития системы образования необходимо последовательно обеспечивать рост профессионализма педагогических и руководящих кадров, условия для развития системы непрерывного педагогического образования, переподготовки высвобождающихся кадров.
Учитывая, что в настоящее время главной производительной силой общества, в значительной степени определяющей его социально-экономический, технический и духовный прогресс, является наука, требуются меры по дальнейшему обеспечению многоканального и адресного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов, сохранению и развитию научных кадров, развитию фундаментальной науки, созданию условий для развития и продвижения инновационных технологий, поддержки молодых ученых.
Законодательно полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части решения перечисленных проблем в сфере образования закреплены статьей 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании». Также полномочия органов власти субъекта Российской Федерации по обеспечению гарантий и прав детей, осуществлению мероприятий по поддержке детства и в интересах детей регулируются федеральными законами от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Полномочия Архангельской области в сфере образования на территории Ненецкого автономного округа определены областным законом от 12 декабря 2007 года N 467-23-ОЗ «Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере формирования и реализации государственной научно-технической политики определены статьями 12, 14 и 15 Закона Российской Федерации от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».