Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие здравоохранения в Архангельской ... (Утратило силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 3 апреля 2014 года N 128-пп)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Долгосрочная целевая программа Архангельской области «Развитие здравоохранения в Архангельской области на 2009-2011 годы» разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 октября 2005 года (ПР-1754ГС от 24 октября 2005 года) в целях повышения доступности и качества оказания медицинской помощи населению Архангельской области, в том числе в сельской местности, повышения уровня укомплектованности врачебными кадрами медицинских учреждений в Архангельской области, сохранение индивидуального здоровья граждан и формирование у них здорового образа жизни.

Среди острых проблем здравоохранения можно отметить:

дефицит врачебных кадров и средних медицинских работников, особенно в сельской местности в Архангельской области;

ограничение доступности оказания врачебной медицинской помощи вследствие отсутствия развитой транспортной сети в сельской местности в Архангельской области;

несоответствие установленным стандартам материально-технической базы медицинских учреждений в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) в Архангельской области и, как следствие, невозможность получения лицензий медицинскими учреждениями для осуществления соответствующих видов медицинской деятельности;

низкий уровень медико-гигиенического образования и воспитания населения, особенно детей, подростков и молодежи.

Направление бюджетных средств на решение проблем здравоохранения в целях наиболее эффективного их использования обеспечивается с помощью программно-целевого планирования, так как разработка программ осуществляется на основе комплексного подхода к анализу существующих проблем и их решению. Программа определяет стратегию государственной политики в сфере здравоохранения на территории Архангельской области и служит организационной основой для дальнейшей реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.

Часть мероприятий программы была реализована в рамках социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие здравоохранения в Архангельской области на 2008-2010 годы», утвержденной постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 01 ноября 2007 года N 1458.

В ходе исполнения мероприятий вышеназванной программы медицинским оборудованием оснащен 151 фельдшерско-акушерский пункт, более 200 средних медицинских работников дополнительно прошли повышение квалификации в течение 2008 года. В 2008 году около 1,5 тысяч человек получили телеметрические консультации, что обеспечило снижение уровня госпитализации в областные государственные учреждения здравоохранения и сроков ожидания пациентами плановых консультаций на 1,5 дня. В рамках программы в 2008 году в Вельском, Виноградовском районах и г. Котласе созданы филиалы областного центра медицины катастроф, обучены вопросам оказания доврачебной медицинской помощи 315 специалистов служб экстренного реагирования.

Проблемы оказания медицинской помощи населению Архангельской области, в том числе в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа):

1) медицинская помощь населению Архангельской области оказывается специалистами фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, участковых, центральных районных и городских больниц, а также врачами специализированных медицинских учреждений;

2) на территории Архангельской области функционирует 486 фельдшерско- акушерских пунктов в качестве структурных подразделений муниципальных учреждений здравоохранения, при этом оснащение большинства из них имеет значительный износ. Численность обслуживаемых на фельдшерско- акушерских пунктах жителей сельской местности составляет около 154 тысяч человек или 12,5 процента от населения области. Количество прикрепленного населения на фельдшерско-акушерских пунктах зависит от существующих в районе транспортных схем, наличия водных преград и колеблется от 11 человек до 2 тысяч. Число сотрудников медицинского учреждения определяется обслуживаемым контингентом.

Свыше 50 процентов зданий, в которых расположены эти лечебные учреждения, построены более 50 лет назад. Недостаточное финансирование муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств местных бюджетов не позволяет в полном объеме оснастить их медицинским оборудованием в соответствии со стандартом, что, в свою очередь, может создать сложности в получении медицинской помощи населению сельских населенных пунктов, зачастую расположенных за сотни километров от более крупных лечебно-профилактических учреждений.

Данная проблема может быть решена с использованием программно-целевого метода и требует финансирования расходов на оснащение фельдшерско-акушерских пунктов медицинским оборудованием за счет средств областного бюджета.

В течение 2009-2010 годов планируется завершить оснащение всех фельдшерско-акушерских пунктов, функционирующих в области, медицинским оборудованием.

За счет средств местных бюджетов муниципальных районов Архангельской области должно быть обеспечено укрепление материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов, включая капитальный ремонт зданий и помещений, оснащение мебелью.

Создание в Архангельской области единого донорского центра мониторинга управления запасами крови, ее компонентов и препаратов позволит четко планировать и регулировать объемы заготавливаемой крови и ее компонентов, обеспечивая достаточное количество и оптимизацию их использования, сформировать необходимые запасы кровепродукции на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, иметь возможность оперативного управления запасами крови.

Центр планируется создать на функциональной основе на базе донорского отдела государственного учреждения здравоохранения «Архангельская областная станция переливания крови» без увеличения штатной численности персонала. В рамках реализации соглашения между Федеральным медико-биологическим агентством и администрацией Архангельской области по развитию службы крови от 15 мая 2009 года N 06-07/29 оснащение центра компьютерной техникой и программными продуктами будет осуществлено на средства федерального бюджета, а к обязательствам региона отнесена подготовка помещений (ремонт электрических и вентиляционных сетей в здании).

Серьезной проблемой здравоохранения является кадровый дефицит медицинских учреждений. В первичном звене и экстренных медицинских службах он достиг опасной черты. В сельской местности часть участковых больниц и амбулаторий долгое время функционируют без врачебного персонала.

Решение этой задачи требует принятия мер по укомплектованию врачебными кадрами медицинских учреждений в Архангельской области, повышению престижа профессии врача.

В Архангельской области в соответствии с трехсторонним соглашением администрации Архангельской области, Северного государственного медицинского университета, министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от 25 июня 1996 года N 1/10-252 более десяти лет существует практика обучения на компенсационной основе молодых специалистов в Северном государственном медицинском университете для укомплектования врачебными кадрами медицинских учреждений в сельской местности в Архангельской области. Ежегодно на различных курсах и факультетах Северного государственного медицинского университета обучается 61 студент на компенсационной основе. По завершении обучения 8-12 молодых специалистов ежегодно приступают к работе в медицинских учреждениях в сельской местности. Средний срок работы молодых специалистов в медицинских учреждениях в сельской местности составляет три года. В настоящее время в сельской местности работает 52 врача, получивших образование на компенсационной основе в Северном государственном медицинском университете.

Формирование здорового образа жизни - новое приоритетное направление национального проекта «Здоровье». Состояние здоровья человека зависит на 50 процентов от того образа жизни, который он ведет. Поэтому вместе с развитием здравоохранения, необходимо поддерживать стандарты ведения здорового образа жизни.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в Российской Федерации лидирующими факторами риска заболеваемости и смертности являются высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, курение и алкоголь. Сегодня «вклад» в общую смертность табака составляет 17,1 процента, несбалансированного питания - 12,9 процента, избыточного веса - 12,5 процента и алкоголя - 11,9 процента.

В последние годы распространенность злоупотребления алкоголем остается стабильно высокой. Согласно данным Росстата, потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 литра абсолютного алкоголя в 1990 году до 10,1 литра в 2007 году, или в 1,8 раза. Эксперты Всемирной организации здравоохранения считают, что если потребление чистого алкоголя на душу населения превышает 8 литров в год, то это уже опасно для здоровья населения. В России курят около 50 процентов человек. При этом темп роста курящих в нашей стране один из самых высоких в мире: в последние три года количество сигарет, выкуриваемых в стране, увеличивается на 2-5 процентов в год, число курильщиков ежегодно возрастает на 1,5-2 процента, включая женщин и подростков. По экспертным оценкам, в настоящее время Россия находится на 4 месте в мире по распространенности табакокурения среди подростков.

Неблагоприятное влияние на здоровье населения оказывают неправильное и несбалансированное питание и низкий уровень физической активности.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 10 июня 2009 года N 302 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» Архангельской области в 2009 году будет выделена субсидия в размере 3 742,25 тыс. руб. на закупку оборудования для оснащения центров здоровья. Планируется открытие пяти центров здоровья на базе следующих учреждений здравоохранения:

муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница N 7» г. Архангельска;

муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника N 2» г. Архангельска;