Основой Программы является система взаимосвязанных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
1. Разработка научно обоснованных подходов в сфере государственной поддержки отдельных населенных пунктов, в том числе разработка методики дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития.
С точки зрения федерального законодательства, в Российской Федерации не существует «неперспективных», «закрывающихся», «депрессивных» населенных пунктов, что приводит к определенному субъективизму в отношении их дифференцирования, форм и методов государственной поддержки, мешает комплексному решению проблем соответствующих населенных пунктов. Так, в результате аналитической работы, проведенной департаментом экономического развития Архангельской области по формированию реестра экономически бесперспективных населенных пунктов Архангельской области (май 2008 года), муниципальные образования, не имея единой методологической базы, отнесли к данной категории населенные пункты с различным уровнем внутреннего потенциала развития. В научных кругах Архангельской области также нет единого мнения относительно критериев дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития.
Таким образом, на первом этапе (на областном уровне) необходима разработка методики дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития.
Предполагается, что будет введен принцип дифференцированного подхода и адресности мер государственной поддержки с выделением групп населенных пунктов в рамках муниципальных районов в зависимости от уровня социально-экономического развития данных населенных пунктов. При выделении указанных групп населенным пунктам потребуется организационная, консультационная, финансовая, информационная, образовательная и иная поддержка на областном уровне с усилением этой помощи за счет привлечения средств из иных источников.
2. Создание постоянно действующего совета при главе администрации Архангельской области (далее - совет).
Создание постоянно действующего совета позволит обеспечить прозрачность принятия решений в рамках реализации Программы и всестороннюю их проработку, а также скоординировать усилия заинтересованных сторон.
В состав совета в обязательном порядке включаются представители исполнительных и представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, научного сообщества, общественных объединений в Архангельской области. Состав совета утверждается распоряжением главы администрации Архангельской области.
К основным полномочиям совета будет относиться:
изучение состояния проблем в населенных пунктах, при необходимости - с выездами специалистов в муниципальные образования;
выработка рекомендаций:
определение приоритетов, путей решения проблем населенных пунктов;
ежегодное формирование перечня населенных пунктов, которым предполагается оказание государственной поддержки.
3. Проведение ранжирования населенных пунктов по уровню их социально-экономического развития (2010-2011 годы).
4. Разработка мер государственной поддержки отдельным населенным пунктам с последующей подготовкой соответствующего нормативного правового акта администрации Архангельской области (2010-2011 годы).
5. Оказание государственной поддержки отдельным населенным пунктам (2010-2011 годы), в том числе:
повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
создание предпосылок для улучшения жилищных условий в сельской местности, в том числе за счет увеличения ввода и приобретения жилья для семей молодых специалистов в бюджетной сфере и сельскохозяйственном производстве;
восстановление и наращивание потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села;
ускоренное техническое перевооружение и модернизация производства на предприятиях, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции;
развитие конкурентоспособности муниципального образования;
эффективное использование природных ресурсов;
развитие предприятий лесного комплекса и сельскохозяйственных предприятий;
возрождение ремесел, в том числе народных художественных промыслов;
расширение доступности банковских и финансовых услуг населению и товаропроизводителям;
обеспечение экологической безопасности;
активизация работы организаций потребительской кооперации, включая организацию предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции;
содействие улучшению предпринимательского и инвестиционного климата;