Архангельская область занимает седьмое место по площади среди субъектов Российской Федерации. На территории Архангельской области находятся порядка четырех тысяч населенных пунктов. В период плановой экономики значительная часть населенных пунктов области развивалась одновременно с образованием новых предприятий в виде производственных и социальных комплексов, т.е. предприятия обеспечивали занятость населения, содержание объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
При переходе к рыночной экономике некоторые градообразующие предприятия, не выдержав конкуренции на свободном рынке, остановили производство, что привело к безработице, невозможности дальнейшего содержания социальной и инженерной инфраструктуры. Соответственно, возросла нагрузка на областной и местные бюджеты.
Вместе с тем отсутствие на федеральном уровне нормативной базы по отнесению населенных пунктов к категориям «неперспективных», «закрывающихся», «депрессивных» затрудняет придание соответствующего статуса населенному пункту и определение мер по его развитию (закрытию), а отсутствие федеральных программ по расселению таких населенных пунктов не способствует комплексному развитию региона и обеспечению населения равными условиями для проживания.
Администрация Архангельской области предпринимает необходимые меры по социально-экономическому развитию «проблемных» населенных пунктов. Среди них, кроме бюджетных дотаций, можно выделить поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие самозанятости, поддержку территориального общественного самоуправления и другие.
В 2008 году в области реализуются 34 областные целевые программы, в той или иной степени направленные на развитие населенных пунктов, с объемом финансирования из областного бюджета 4,6 млрд. рублей.
Несмотря на значительные различия в уровне социально-экономического развития, большинство населенных пунктов Архангельской области имеют проблемы общего характера, но разной степени проявления. К ним относятся:
недостаточность собственных финансовых средств для решения задач социально-экономического развития;
недостаточная развитость и высокий износ коммунальной, энергетической и других инфраструктур;
низкая инвестиционная привлекательность, отсутствие экономически привлекательных проектов;
неблагоприятная демографическая ситуация;
недостаток квалифицированных трудовых ресурсов.
В условиях отсутствия на федеральном уровне единой методологической базы комплексной оценки уровня социально-экономического развития населенных пунктов перед администрацией Архангельской области стоит задача - отработать механизм формирования целей, приоритетов, принципов и условий развития «проблемных» населенных пунктов, а также механизм переселения граждан таких населенных пунктов. Это можно сделать в рамках программно-целевого метода. Комплексное решение данных задач требует участия не только органов государственной власти Архангельской области, но и органов местного самоуправления, населения, бизнес-сообщества. Эти проблемы не могут быть решены в пределах одного финансового года, поскольку требуют значительных бюджетных расходов на реализацию масштабных мероприятий.
Необходимость применения программно-целевого метода связана с принятием областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Одновременно Программа позволит максимально сконцентрировать силы и средства на той территории, где возможен наибольший социально-экономический эффект в относительно короткий период времени.