____________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления Правительства
Архангельской области от 19 октября 2010 года N 322-пп
____________________________________________________________________
В целях создания благоприятных условий для сокращения различий в социально-экономическом развитии населенных пунктов Архангельской области и в соответствии с распоряжением администрации Архангельской области от 24 июня 2008 года N 112-ра/18 «Об утверждении перечней долгосрочных и ведомственных целевых программ Архангельской области, принимаемых к разработке в 2008 году, отдельных показателей областного бюджета на 2009 год и на период до 2011 года в части целевых программ Архангельской области и областной адресной инвестиционной программы (непрограммной части)» администрация Архангельской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Архангельской области «Государственная поддержка отдельных населенных пунктов Архангельской области на 2009-2011 годы» (далее - Программа).
2. Департаменту финансов Архангельской области ежегодно предусматривать средства на реализацию Программы при формировании областного бюджета и обеспечить ее финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области принять активное участие в реализации мероприятий Программы.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
главы администрации
В.А. Войков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Архангельской области
от 22 сентября 2008 года N 217-па/33
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Архангельской области «Государственная поддержка отдельных
населенных пунктов Архангельской области на 2009-2011 годы»
Наименование программы | - | долгосрочная целевая программа Архангельской области «Государственная поддержка отдельных населенных пунктов Архангельской области на 2009-2011 годы» (далее - Программа) |
Основание | - | распоряжение администрации Архангельской области от 24 июня 2008 года N 112-ра/18 «Об утверждении перечней долгосрочных и ведомственных целевых программ Архангельской области, принимаемых к разработке в 2008 году, отдельных показателей областного бюджета на 2009 год и на период до 2011 года в части целевых программ Архангельской области и областной адресной инвестиционной программы (непрограммной части)»; |
Государственный заказчик Программы | - | департамент экономического развития Архангельской области |
Основные разработчики Программы | - | комиссия по разработке долгосрочной целевой программы «Развитие неперспективных населенных пунктов Архангельской области |
Цель Программы | - | сокращение различий в социально-экономическом развитии населенных пунктов Архангельской области |
Задачи Программы | - | формирование условий для сбалансированного развития населенных пунктов (задача N 1); |
Целевые показатели и индикаторы Программы | - | разработанная методика дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития; |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2009-2011 годы; |
Перечень подпрограмм | - | нет |
Перечень основных мероприятий Программы | - | разработка научно обоснованных подходов в сфере государственной поддержки отдельных населенных пунктов; |
Исполнители Программы | - | департамент экономического развития Архангельской области; |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования - 309 000 тыс. рублей, |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы | - | разработанная методика дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития; |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы и администрацией Архангельской области в форме утверждения ежегодных отчетов о реализации Программы |
Архангельская область занимает седьмое место по площади среди субъектов Российской Федерации. На территории Архангельской области находятся порядка четырех тысяч населенных пунктов. В период плановой экономики значительная часть населенных пунктов области развивалась одновременно с образованием новых предприятий в виде производственных и социальных комплексов, т.е. предприятия обеспечивали занятость населения, содержание объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
При переходе к рыночной экономике некоторые градообразующие предприятия, не выдержав конкуренции на свободном рынке, остановили производство, что привело к безработице, невозможности дальнейшего содержания социальной и инженерной инфраструктуры. Соответственно, возросла нагрузка на областной и местные бюджеты.
Вместе с тем отсутствие на федеральном уровне нормативной базы по отнесению населенных пунктов к категориям «неперспективных», «закрывающихся», «депрессивных» затрудняет придание соответствующего статуса населенному пункту и определение мер по его развитию (закрытию), а отсутствие федеральных программ по расселению таких населенных пунктов не способствует комплексному развитию региона и обеспечению населения равными условиями для проживания.
Администрация Архангельской области предпринимает необходимые меры по социально-экономическому развитию «проблемных» населенных пунктов. Среди них, кроме бюджетных дотаций, можно выделить поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие самозанятости, поддержку территориального общественного самоуправления и другие.
В 2008 году в области реализуются 34 областные целевые программы, в той или иной степени направленные на развитие населенных пунктов, с объемом финансирования из областного бюджета 4,6 млрд. рублей.
Несмотря на значительные различия в уровне социально-экономического развития, большинство населенных пунктов Архангельской области имеют проблемы общего характера, но разной степени проявления. К ним относятся:
недостаточность собственных финансовых средств для решения задач социально-экономического развития;
недостаточная развитость и высокий износ коммунальной, энергетической и других инфраструктур;
низкая инвестиционная привлекательность, отсутствие экономически привлекательных проектов;
неблагоприятная демографическая ситуация;
недостаток квалифицированных трудовых ресурсов.
В условиях отсутствия на федеральном уровне единой методологической базы комплексной оценки уровня социально-экономического развития населенных пунктов перед администрацией Архангельской области стоит задача - отработать механизм формирования целей, приоритетов, принципов и условий развития «проблемных» населенных пунктов, а также механизм переселения граждан таких населенных пунктов. Это можно сделать в рамках программно-целевого метода. Комплексное решение данных задач требует участия не только органов государственной власти Архангельской области, но и органов местного самоуправления, населения, бизнес-сообщества. Эти проблемы не могут быть решены в пределах одного финансового года, поскольку требуют значительных бюджетных расходов на реализацию масштабных мероприятий.
Необходимость применения программно-целевого метода связана с принятием областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Одновременно Программа позволит максимально сконцентрировать силы и средства на той территории, где возможен наибольший социально-экономический эффект в относительно короткий период времени.
Программа направлена на сокращение различий в социально-экономическом развитии населенных пунктов Архангельской области.
Основным задачами Программы являются:
1) формирование условий для сбалансированного развития населенных пунктов;
2) создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения;
3) повышение занятости населения.
Программа рассчитана на период с 2009 по 2011 годы.
Выполнение Программы осуществляется в два этапа:
I этап - 2009 год;
II этап - 2010-2011 годы.
Наименование целевых показателей | Единица изме- | Значения базовых показателей и индика- | Значения оценочных показателей и индика- | Значения прогнозных показателей | ||
(2007 год) | (2008 год) | 2009 год | 2010 год | 2011 год | ||
Разработанная методика дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития | ед. | - | - | 1 | - | - |
Ранжирование населенных пунктов по уровню социально-экономического развития | ед. | - | - | 1 | 1 | 1 |
Уменьшение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, в % от общей численности населения | % | 20,1 | 20,0 | 18,5 | 17,5 | 16,0 |
Рост среднедушевых среднемесячных денежных доходов населения | % | 109,3 | 126,9 | 121,9 | 118,5 | 117,2 |
Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться путем использования нескольких групп индикаторов, характеризующих социально-экономическое развитие населенных пунктов.
Конкретный перечень индикаторов будет определяться отдельно по каждой из групп населенных пунктов, выделенных в ходе I этапа реализации Программы.
Ежегодно будут осуществляться:
формирование перечня населенных пунктов, которым предполагается оказание государственной поддержки;
уточнение целевых показателей и индикаторов Программы (при необходимости);
мониторинг результатов реализации Программы.
Основой Программы является система взаимосвязанных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
1. Разработка научно обоснованных подходов в сфере государственной поддержки отдельных населенных пунктов, в том числе разработка методики дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития.
С точки зрения федерального законодательства, в Российской Федерации не существует «неперспективных», «закрывающихся», «депрессивных» населенных пунктов, что приводит к определенному субъективизму в отношении их дифференцирования, форм и методов государственной поддержки, мешает комплексному решению проблем соответствующих населенных пунктов. Так, в результате аналитической работы, проведенной департаментом экономического развития Архангельской области по формированию реестра экономически бесперспективных населенных пунктов Архангельской области (май 2008 года), муниципальные образования, не имея единой методологической базы, отнесли к данной категории населенные пункты с различным уровнем внутреннего потенциала развития. В научных кругах Архангельской области также нет единого мнения относительно критериев дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития.
Таким образом, на первом этапе (на областном уровне) необходима разработка методики дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития.
Предполагается, что будет введен принцип дифференцированного подхода и адресности мер государственной поддержки с выделением групп населенных пунктов в рамках муниципальных районов в зависимости от уровня социально-экономического развития данных населенных пунктов. При выделении указанных групп населенным пунктам потребуется организационная, консультационная, финансовая, информационная, образовательная и иная поддержка на областном уровне с усилением этой помощи за счет привлечения средств из иных источников.
2. Создание постоянно действующего совета при главе администрации Архангельской области (далее - совет).
Создание постоянно действующего совета позволит обеспечить прозрачность принятия решений в рамках реализации Программы и всестороннюю их проработку, а также скоординировать усилия заинтересованных сторон.
В состав совета в обязательном порядке включаются представители исполнительных и представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, научного сообщества, общественных объединений в Архангельской области. Состав совета утверждается распоряжением главы администрации Архангельской области.
К основным полномочиям совета будет относиться:
изучение состояния проблем в населенных пунктах, при необходимости - с выездами специалистов в муниципальные образования;
выработка рекомендаций:
определение приоритетов, путей решения проблем населенных пунктов;
ежегодное формирование перечня населенных пунктов, которым предполагается оказание государственной поддержки.
3. Проведение ранжирования населенных пунктов по уровню их социально-экономического развития (2010-2011 годы).
4. Разработка мер государственной поддержки отдельным населенным пунктам с последующей подготовкой соответствующего нормативного правового акта администрации Архангельской области (2010-2011 годы).
5. Оказание государственной поддержки отдельным населенным пунктам (2010-2011 годы), в том числе: