Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2008 года N 217-па/33


Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области
«Государственная поддержка отдельных населенных пунктов Архангельской
области на 2009-2011 годы»

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления Правительства
Архангельской области от 19 октября 2010 года N 322-пп

____________________________________________________________________



В целях создания благоприятных условий для сокращения различий в социально-экономическом развитии населенных пунктов Архангельской области и в соответствии с распоряжением администрации Архангельской области от 24 июня 2008 года N 112-ра/18 «Об утверждении перечней долгосрочных и ведомственных целевых программ Архангельской области, принимаемых к разработке в 2008 году, отдельных показателей областного бюджета на 2009 год и на период до 2011 года в части целевых программ Архангельской области и областной адресной инвестиционной программы (непрограммной части)» администрация Архангельской области
     
постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Архангельской области «Государственная поддержка отдельных населенных пунктов Архангельской области на 2009-2011 годы» (далее - Программа).

2. Департаменту финансов Архангельской области ежегодно предусматривать средства на реализацию Программы при формировании областного бюджета и обеспечить ее финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области принять активное участие в реализации мероприятий Программы.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности
главы администрации
 В.А. Войков


УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Архангельской области
от 22 сентября 2008 года N 217-па/33


ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Архангельской области «Государственная поддержка отдельных
населенных пунктов Архангельской области на 2009-2011 годы»


Паспорт долгосрочной целевой программы Архангельской области
«Государственная поддержка отдельных населенных пунктов
Архангельской области на 2009-2011 годы»

Наименование программы

-

долгосрочная целевая программа Архангельской области «Государственная поддержка отдельных населенных пунктов Архангельской области на 2009-2011 годы» (далее - Программа)

Основание
для разработки Программы

-

распоряжение администрации Архангельской области от 24 июня 2008 года N 112-ра/18 «Об утверждении перечней долгосрочных и ведомственных целевых программ Архангельской области, принимаемых к разработке в 2008 году, отдельных показателей областного бюджета на 2009 год и на период до 2011 года в части целевых программ Архангельской области и областной адресной инвестиционной программы (непрограммной части)»;
распоряжение главы администрации Архангельской области от 15 июля 2008 года N 588р «О комиссии по разработке долгосрочной целевой программы «Развитие неперспективных населенных пунктов Архангельской области и содействие в переселении проживающих в них граждан на 2009-2011 годы»

Государственный заказчик Программы

-

департамент экономического развития Архангельской области

Основные разработчики Программы

-

комиссия по разработке долгосрочной целевой программы «Развитие неперспективных населенных пунктов Архангельской области
и содействие в переселении проживающих в них граждан на 2009-2011 годы»;
департамент экономического развития Архангельской области

Цель Программы

-

сокращение различий в социально-экономическом развитии населенных пунктов Архангельской области

Задачи Программы

-

формирование условий для сбалансированного развития населенных пунктов (задача N 1);
создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения (задача N 2);
повышение занятости населения (задача N 3)

Целевые показатели и индикаторы Программы

-

разработанная методика дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития;
ранжирование населенных пунктов по уровню социально-экономического развития;
уменьшение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения;
рост среднедушевых среднемесячных денежных доходов населения (в номинальном выражении, в процентах к предыдущему году)

Сроки и этапы реализации Программы

-

2009-2011 годы;
I этап - 2009 год;
II этап - 2010-2011 годы

Перечень подпрограмм

-

нет

Перечень основных мероприятий Программы

-

разработка научно обоснованных подходов в сфере государственной поддержки отдельных населенных пунктов;
создание постоянно действующего совета при главе администрации Архангельской области;
проведение ранжирования населенных пунктов по уровню их социально-экономического развития;
разработка мер государственной поддержки отдельным населенным пунктам с последующей подготовкой соответствующего нормативного правового акта администрации Архангельской области;
оказание государственной поддержки отдельным населенным пунктам;
мероприятия по переселению граждан из отдельных населенных пунктов

Исполнители Программы

-

департамент экономического развития Архангельской области;
органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области;
исполнители, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (далее - исполнители)

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования - 309 000 тыс. рублей,
в том числе:
средства областного бюджета - 269 000 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 40 000 тыс. рублей;
I этап - 9 000 тыс. рублей;
II этап - 300 000 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы

-

разработанная методика дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития;
создание постоянно действующего совета при главе администрации Архангельской области;
ранжирование населенных пунктов по уровню их социально-экономического развития;
подготовка нормативных правовых актов администрации Архангельской области в сфере государственной поддержки отдельных населенных пунктов;
оказание государственной поддержки отдельным населенным пунктам Архангельской области;
определение конкретного перечня индикаторов отдельно по каждой из групп населенных пунктов, выделенных в ходе I этапа реализации Программы (для мероприятий по переселению граждан
из отдельных населенных пунктов)

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы и администрацией Архангельской области в форме утверждения ежегодных отчетов о реализации Программы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

 

Архангельская область занимает седьмое место по площади среди субъектов Российской Федерации. На территории Архангельской области находятся порядка четырех тысяч населенных пунктов. В период плановой экономики значительная часть населенных пунктов области развивалась одновременно с образованием новых предприятий в виде производственных и социальных комплексов, т.е. предприятия обеспечивали занятость населения, содержание объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

При переходе к рыночной экономике некоторые градообразующие предприятия, не выдержав конкуренции на свободном рынке, остановили производство, что привело к безработице, невозможности дальнейшего содержания социальной и инженерной инфраструктуры. Соответственно, возросла нагрузка на областной и местные бюджеты.

Вместе с тем отсутствие на федеральном уровне нормативной базы по отнесению населенных пунктов к категориям «неперспективных», «закрывающихся», «депрессивных» затрудняет придание соответствующего статуса населенному пункту и определение мер по его развитию (закрытию), а отсутствие федеральных программ по расселению таких населенных пунктов не способствует комплексному развитию региона и обеспечению населения равными условиями для проживания.

Администрация Архангельской области предпринимает необходимые меры по социально-экономическому развитию «проблемных» населенных пунктов. Среди них, кроме бюджетных дотаций, можно выделить поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие самозанятости, поддержку территориального общественного самоуправления и другие.

В 2008 году в области реализуются 34 областные целевые программы, в той или иной степени направленные на развитие населенных пунктов, с объемом финансирования из областного бюджета 4,6 млрд. рублей.

Несмотря на значительные различия в уровне социально-экономического развития, большинство населенных пунктов Архангельской области имеют проблемы общего характера, но разной степени проявления. К ним относятся:

недостаточность собственных финансовых средств для решения задач социально-экономического развития;

недостаточная развитость и высокий износ коммунальной, энергетической и других инфраструктур;

низкая инвестиционная привлекательность, отсутствие экономически привлекательных проектов;

неблагоприятная демографическая ситуация;

недостаток квалифицированных трудовых ресурсов.

В условиях отсутствия на федеральном уровне единой методологической базы комплексной оценки уровня социально-экономического развития населенных пунктов перед администрацией Архангельской области стоит задача - отработать механизм формирования целей, приоритетов, принципов и условий развития «проблемных» населенных пунктов, а также механизм переселения граждан таких населенных пунктов. Это можно сделать в рамках программно-целевого метода. Комплексное решение данных задач требует участия не только органов государственной власти Архангельской области, но и органов местного самоуправления, населения, бизнес-сообщества. Эти проблемы не могут быть решены в пределах одного финансового года, поскольку требуют значительных бюджетных расходов на реализацию масштабных мероприятий.

Необходимость применения программно-целевого метода связана с принятием областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Одновременно Программа позволит максимально сконцентрировать силы и средства на той территории, где возможен наибольший социально-экономический эффект в относительно короткий период времени.

II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы,
целевые индикаторы и показатели

  

Программа направлена на сокращение различий в социально-экономическом развитии населенных пунктов Архангельской области.

Основным задачами Программы являются:

1) формирование условий для сбалансированного развития населенных пунктов;

2) создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения;

3) повышение занятости населения.

Программа рассчитана на период с 2009 по 2011 годы.

Выполнение Программы осуществляется в два этапа:

I этап - 2009 год;

II этап - 2010-2011 годы.

Наименование целевых показателей
и индикаторов Программы  

Единица изме-
рения  

Значения базовых показателей и индика-
торов  

Значения оценочных показателей и индика-
торов

Значения прогнозных показателей
и индикаторов Программы по годам реализации  

(2007 год)

(2008 год)  

2009 год  

2010 год  

2011 год  

Разработанная методика дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития

ед.

-

-

1

-

-

Ранжирование населенных пунктов по уровню социально-экономического развития

ед.

-

-

1

1

1

Уменьшение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, в % от общей численности населения

%

20,1

20,0

18,5

17,5

16,0

Рост среднедушевых среднемесячных денежных доходов населения
(в номинальном выражении, в % к предыдущему году)

%

109,3

126,9

121,9

118,5

117,2

        

Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться путем использования нескольких групп индикаторов, характеризующих социально-экономическое развитие населенных пунктов.

Конкретный перечень индикаторов будет определяться отдельно по каждой из групп населенных пунктов, выделенных в ходе I этапа реализации Программы.

Ежегодно будут осуществляться:

формирование перечня населенных пунктов, которым предполагается оказание государственной поддержки;

уточнение целевых показателей и индикаторов Программы (при необходимости);

мониторинг результатов реализации Программы.

III. Перечень программных мероприятий

  

Основой Программы является система взаимосвязанных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

1. Разработка научно обоснованных подходов в сфере государственной поддержки отдельных населенных пунктов, в том числе разработка методики дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития.

С точки зрения федерального законодательства, в Российской Федерации не существует «неперспективных», «закрывающихся», «депрессивных» населенных пунктов, что приводит к определенному субъективизму в отношении их дифференцирования, форм и методов государственной поддержки, мешает комплексному решению проблем соответствующих населенных пунктов. Так, в результате аналитической работы, проведенной департаментом экономического развития Архангельской области по формированию реестра экономически бесперспективных населенных пунктов Архангельской области (май 2008 года), муниципальные образования, не имея единой методологической базы, отнесли к данной категории населенные пункты с различным уровнем внутреннего потенциала развития. В научных кругах Архангельской области также нет единого мнения относительно критериев дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития.

Таким образом, на первом этапе (на областном уровне) необходима разработка методики дифференцирования населенных пунктов по уровню социально-экономического развития.

Предполагается, что будет введен принцип дифференцированного подхода и адресности мер государственной поддержки с выделением групп населенных пунктов в рамках муниципальных районов в зависимости от уровня социально-экономического развития данных населенных пунктов. При выделении указанных групп населенным пунктам потребуется организационная, консультационная, финансовая, информационная, образовательная и иная поддержка на областном уровне с усилением этой помощи за счет привлечения средств из иных источников.

2. Создание постоянно действующего совета при главе администрации Архангельской области (далее - совет).

Создание постоянно действующего совета позволит обеспечить прозрачность принятия решений в рамках реализации Программы и всестороннюю их проработку, а также скоординировать усилия заинтересованных сторон.

В состав совета в обязательном порядке включаются представители исполнительных и представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, научного сообщества, общественных объединений в Архангельской области. Состав совета утверждается распоряжением главы администрации Архангельской области.

К основным полномочиям совета будет относиться:

изучение состояния проблем в населенных пунктах, при необходимости - с выездами специалистов в муниципальные образования;

выработка рекомендаций:

определение приоритетов, путей решения проблем населенных пунктов;

ежегодное формирование перечня населенных пунктов, которым предполагается оказание государственной поддержки.

3. Проведение ранжирования населенных пунктов по уровню их социально-экономического развития (2010-2011 годы).

4. Разработка мер государственной поддержки отдельным населенным пунктам с последующей подготовкой соответствующего нормативного правового акта администрации Архангельской области (2010-2011 годы).

5. Оказание государственной поддержки отдельным населенным пунктам (2010-2011 годы), в том числе:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»