Особенности градостроительных отношений определяются неразрывной взаимосвязью земли, возведенных на ней объектов недвижимости и спецификой использования иных природных ресурсов, а также воздействием градостроительной деятельности на окружающую среду.
Отсутствие комплексной градостроительной стратегии развития Архангельской области может привести не только к ухудшению среды обитания и системы расселения, но и к серьезной дезорганизации в планировке и застройке населенных пунктов, к стихийному развитию отраслей экономики, что вызовет крайне нежелательные экологические и социальные проблемы.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документами территориального планирования и документацией по планировке территории должна быть обеспечена как территория Архангельской области в целом, так и территории муниципальных образований - муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, а также населенных пунктов.
Архангельской области необходимо иметь современные документы территориального планирования:
схему территориального планирования Архангельской области;
19 схем территориального планирования муниципальных районов;
7 генеральных планов городских округов;
203 генеральных плана городских и сельских поселений, а также генеральные планы населенных пунктов.
Правилами землепользования и застройки должны быть обеспечены 7 городских округов, 203 городских и сельских поселения, в составе которых 3934 населенных пункта.
В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации;
2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 14-16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
3) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;
2) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;
3) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;
2) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;
3) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории.
В настоящее время Архангельская область не имеет в необходимом соответствующем требованиям законодательства объеме современных документов территориального планирования, документации по планировке территории, правил землепользования и застройки. Наличие таких документов исчисляется единицами.
Несмотря на то, что земли населенных пунктов составляют незначительный процент от общей площади территории Архангельской области, они являются основной территориальной базой, на которой развиваются отрасли экономики и протекают все жизненно важные процессы в обществе. Именно с этими землями, их рациональным использованием связывается возможность развития новых эффективных технологий в промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве, комплексное и кардинальное улучшение условий проживания населения. Именно эти земли в первую очередь находятся в активном экономическом обороте. Без разработки современных генеральных планов населенных пунктов и проектов планировки их территорий практически нельзя осуществлять градостроительную деятельность по наращиванию темпов жилищного строительства, по отводу, изъятию, купле-продаже земельных участков, что становится тормозом развития рыночных отношений. С 2012 года при отсутствии утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки осуществлять новое строительство на территориях населенных пунктов станет невозможно. Кроме того, наличие документов территориального планирования является обязательным условием для возможности вхождения в федеральные программы.
(абзац в редакции постановления Правительства Архангельской области от 17 августа 2010 года N 233-пп - см. предыдущую редакцию)