Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие кадрового потенциала Архангельской области на 2009-2011 годы» (Утратило силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 года N 324-пп)

1.3. Ситуация на рынке образовательных услуг

Образовательный потенциал в Архангельской области характеризуется многоуровневой системой образовательных учреждений, в которую входят учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, основного и дополнительного образования, центры повышения квалификации и профессиональной подготовки.

Начальное профессиональное образование


По состоянию на 01 января 2008 года в Архангельской области функционируют 40 государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе 4 - федерального подчинения, 35 - областного подчинения (29 профессиональных училищ, 6 профессиональных лицеев и специальное профессиональное училище закрытого типа).

Учреждения начального профессионального образования или их филиалы имеются в каждом муниципальном образовании, за исключением Приморского муниципального района. Большая их часть сконцентрирована в крупных промышленных центрах: в г. Архангельске - 8, в г. Северодвинске - 5 (из них 3 - федеральные), в г. Котласе и г. Вельске - по 3, в г. Коряжме и Плесецком районе - по 2. В остальных муниципальных образованиях расположено по одному областному учреждению начального профессионального образования.

Численность обучающихся - 11665 человек.

Номенклатура подготавливаемых видов трудовой деятельности насчитывает 57 учебных профессий (согласно перечню профессий начального профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2007 года N 339), включающих 103 рабочих профессии.

Среднее профессиональное образование


На начало 2008 года на территории Архангельской области действуют 28 государственных и 6 негосударственных средних специальных учебных заведений, а также 6 структурных подразделений вузов реализуют программы среднего профессионального образования.

В областном центре находятся 16 государственных и 4 негосударственных учреждения СПО, в Северодвинске - 2 государственных и 2 негосударственных учреждения СПО, в Вельске - 2, в Каргополе - 1, Котласе - 3, в Мирном - 1, в Новодвинске - 1, в Няндоме - 2 государственных учреждений СПО.

По своей ведомственной подчиненности 9 государственных учреждений СПО находятся в ведении 5 федеральных министерств и ведомств, 19 учреждений СПО - областного подчинения (13 - комитета по науке и профессиональному образованию Архангельской области, 4 -департамента здравоохранения Архангельской области, 2 - комитета по культуре Архангельской области). В общей сложности в учреждениях СПО Архангельской области обучение ведется по 96 специальностям среднего профессионального образования.

Контингент студентов в средних специальных учебных заведениях Архангельской области на начало 2008 года составляет 23500 человек, в том числе по очной форме обучения - 13 000 человек, из них на бюджетной основе - 9,6 человек. Численность студентов учреждений СПО на 10 000 человек населения в Архангельской области составляет 177 человек.

На все формы обучения в 2007 году принято около 6,5 тысяч человек, в том числе на базе 9 классов - 1,2 тысячи, на базе 11 классов и НПО - 5,3 тысячи. Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием составил около 5,4 тысяч человек, в том числе 447 человек (8,2 процента) получили диплом с отличием. Свыше 20 процентов выпускников учреждений СПО 2007 года продолжили обучение в высших учебных заведениях.

Диспропорция между рынком труда и рынком образовательных услуг в последние годы связана с тем, что университеты, институты, колледжи, техникумы отдают предпочтение подготовке по специальностям гуманитарно-социального профиля, экономике и управлению, которые являются достаточно популярными в молодежной среде.

Сложившаяся в Архангельской области система подготовки и переподготовки кадров не соответствует формирующемуся спросу, в результате чего рынок труда со стороны квалификационной составляющей рабочей силы значительно отстал от спроса. Причем снижение доли выпускников с начальным и средним профессиональным образованием происходит на фоне возрастающей потребности экономики региона именно в этих специалистах. По данным органов службы занятости населения, в течение последних 5 лет более 80 процентов заявляемых работодателями вакансий - это рабочие профессии.

Проблема качества подготовки специалистов начального и среднего профессионального образования должна быть решена в первую очередь посредством материально-технического оснащения опорных (базовых) государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по отраслевому принципу.

В период реализации Программы работу по определению потребностей в кадрах планируется проводить в контакте со средними и крупными организациями, а также с субъектами малого предпринимательства, так как они, являясь основой экономики Архангельской области, являются также главными «потребителями продукции» системы профессионального образования.

Программа позволит объединить усилия исполнительных органов государственной власти Архангельской области, учреждений науки и профессионального образования для решения задач по созданию условий, необходимых как для удовлетворения потребностей населения Архангельской области в востребованных и доступных видах и уровнях профессионального образования, так и для обеспечения экономики и социальной сферы Архангельской области квалифицированными рабочими и специалистами.

Решение обозначенных проблем требует применения программно-целевого метода.

При отсутствии программно-целевого метода решения проблемы развития кадрового потенциала возможно усиление следующих негативных тенденций:

увеличение разрыва между профессионально-квалификационными характеристиками граждан, ищущих работу, и требованиями работодателей;

глобальный рост дефицита квалифицированных кадров по профессиям и специальностям, имеющим спрос;

продолжение в образовательной сфере процессов подготовки специалистов из числа молодежи по «модным» и «престижным» профессиям и специальностям, не имеющим спроса;

снижение темпов роста уровня жизни населения.