____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 23.07.2013 N 338-пп, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано в газете "Волна" - 30.07.2013).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 7 августа 2012 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Архангельской области от 11 мая 2010 года N 140-пп;
постановлением Правительства Архангельской области от 7 августа 2012 года N 346-пп.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьями 6 и 63 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 26 июня 2007 года), Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», областным законом от 23 июня 2005 года N 66-4-ОЗ «Об охране окружающей среды на территории Архангельской области» (с изменениями на 07 февраля 2007 года), в целях формирования и обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Архангельской области администрация Архангельской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной комплексной системе мониторинга окружающей среды Архангельской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
И.Ф. Михальчук
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
Архангельской области
от 18 июня 2008 года N 136-па/17
(в редакции постановления
Правительства Архангельской области
от 7 августа 2012 года N 346-пп -
см. предыдущую редакцию)
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной комплексной системе мониторинга
окружающей среды Архангельской области
____________________________________________________________________
По тексту Положения слова «комитет по экологии Архангельской области» в соответствующем падеже заменены словами «агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области» в соответствующем падеже на основании постановления Правительства Архангельской области от 11 мая 2010 года N 140-пп.
____________________________________________________________________
1. Настоящее Положение определяет цели и основы функционирования региональной комплексной системы мониторинга окружающей среды Архангельской области (далее - РКСМ), а также регулирует порядок получения, обработки, предоставления и распространения информации о состоянии окружающей среды и тенденциях ее изменения на территории Архангельской области.
2. РКСМ функционирует в целях:
получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, своевременного и достаточного информационного обеспечения органов государственной власти и органов местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки программ и мероприятий в сфере охраны окружающей среды, осуществления государственного экологического надзора, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития Архангельской области;
(абзац в редакции постановлением Правительства Архангельской области от 7 августа 2012 года N 346-пп - см. предыдущую редакцию)
формирования информационных ресурсов о состоянии окружающей среды для обеспечения потребностей государства, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
3. В целях настоящего Положения под государственным мониторингом окружающей среды понимается комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, осуществляемая органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Архангельской области в соответствии с законодательством в сфере охраны окружающей среды (далее - государственный экологический мониторинг).
4. РКСМ входит в состав государственной системы наблюдения за состоянием окружающей среды Российской Федерации.
5. Организация деятельности РКСМ заключается в создании системы организационно-правовых отношений между самостоятельными субъектами РКСМ, каждый из которых осуществляет в пределах своей компетенции экологический мониторинг на территории Архангельской области.
6. Субъектами РКСМ являются:
1) агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области;
2) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Архангельской области, исполнительные органы государственной власти Архангельской области в соответствии с их компетенцией по осуществлению государственного экологического мониторинга, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации и Архангельской области;
3) специализированные организации, уполномоченные осуществлять экологический мониторинг;
4) природопользователи - физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридические лица, осуществляющие в соответствии с требованиями действующего законодательства хозяйственную или иную деятельность, для ведения которой используются природные ресурсы и (или) при осуществлении которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду;
5) государственное учреждение Архангельской области, осуществляющее сбор, хранение и обработку поступающей информации о состоянии окружающей среды и тенденциях его изменения (далее - информационно-аналитический центр).
7. Общее руководство организацией деятельности РКСМ осуществляет агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области.
8. Взаимоотношения между субъектами РКСМ регулируются настоящим Положением и договорами (соглашениями), заключаемыми в установленном порядке между
агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный
экологический мониторинг (их территориальными органами по Архангельской области).
9. Субъекты РКСМ при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга взаимодействуют в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке в рамках Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации, системы социально-гигиенического мониторинга и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом в качестве единой цифровой картографической основы принимается цифровая карта Архангельской области, используемая в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Архангельской области РКСМ функционирует как подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
10. РКСМ формируется на основе единого организационного, методологического и метрологического объединения информационных и измерительных систем, средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды в целях обеспечения сопоставимости информации между действующими на территории Архангельской области отдельными системами, принадлежащими организациям различных форм собственности, а также с целью организации и обеспечения функционирования единого фонда данных экологического мониторинга Архангельской области (далее - фонд), включая моделирование и создание специализированных информационных географических систем (далее - геоинформационные системы).
11. РКСМ формируется:
из государственных территориальных служб наблюдения за состоянием компонентов природной среды и их учреждений;
из территориальных служб наблюдения за состоянием окружающей среды исполнительных органов государственной власти Архангельской области;
из служб наблюдения природопользователей за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду.
12. РКСМ состоит из базовых функциональных, специализированных и обеспечивающих подсистем.
13. Базовые функциональные подсистемы РКСМ включают в себя службы наблюдения за состоянием компонентов природной среды, источниками антропогенного воздействия и зонами их влияния на окружающую среду. Указанные службы наблюдения осуществляют следующие виды экологического мониторинга (включая мониторинг фонового состояния и уровней загрязнения):
мониторинг атмосферного воздуха;
мониторинг водных объектов (поверхностных водных объектов в части количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния дна и берегов водных объектов, состояния водоохранных зон, водохозяйственных систем и сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, а также количественных показателей водопотребления и водоотведения, состояния подземных водных объектов, в том числе качества подземных вод, состояния континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации);
мониторинг состояния недр (геологической среды), включая наблюдения за состоянием недр, связанные с использованием подземных вод, мониторинг опасных геологических процессов;
мониторинг земель, в том числе почвенного покрова;
лесопатологический мониторинг;
экологический мониторинг на особо охраняемых природных территориях;
мониторинг объектов животного и растительного мира, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу Архангельской области;
мониторинг источников антропогенного воздействия и зон их влияния на окружающую среду;
мониторинг состояния окружающей среды на территории объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах зон воздействия этих объектов на окружающую среду.
14. Специализированные подсистемы функционируют на базе служб наблюдений, осуществляющих:
мониторинг состояния водных биологических ресурсов, в том числе состояния водных объектов как среды обитания водных биологических ресурсов;
социально-гигиенический мониторинг (в части воздействия химических и радиационных факторов среды обитания человека на состояние здоровья человека, качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, состояния водных объектов, используемых для рекреационных целей и содержащих природные лечебные ресурсы).
15. К обеспечивающим подсистемам относятся:
топографо-геодезическое и картографическое обеспечение, включая создание цифровых электронных карт и геоинформационных систем;
электронные системы передачи данных.
16. В РКСМ могут быть образованы и другие подсистемы, решающие тематические целевые задачи.
17. Субъекты РКСМ осуществляют экологический мониторинг в соответствующих базовых функциональных подсистемах РКСМ в соответствии с законодательством в сфере охраны окружающей среды и правовыми актами, регулирующими их деятельность.
18. Для оценки состояния окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействия этих источников на окружающую среду природопользователи организуют мониторинг источников антропогенного воздействия и зон их влияния на окружающую среду.
Порядок и основания организации природопользователями мониторинга источников антропогенного воздействия и зон их влияния на окружающую среду устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
19. Сбор, хранение и обработка информации, поступающей от базовых функциональных и специализированных подсистем РКСМ, осуществляется в фонде.
Фонд является государственной информационной системой Архангельской области и представляет собой совокупность содержащейся в базах данных информации о состоянии окружающей среды в Архангельской области и тенденциях его изменения, а также информационных технологий и технических средств, обеспечивающих ее обработку.
Оператором фонда является комитет по экологии Архангельской области, который осуществляет свои полномочия через информационно-аналитический центр.
Информационно-аналитический центр осуществляет непосредственное ведение фонда, включающее в себя получение, хранение и обработку данных экологического мониторинга, указанных в пункте 20 настоящего Положения, предоставление и распространение информации, содержащейся в фонде.
Ведение фонда осуществляется на единой организационной, методической и информационной основе.
Для централизованного учета информации в составе фонда формируется каталог информационных данных фонда и организуется мониторинг актуализации данных фонда.
20. Основными источниками для формирования фонда являются:
1) данные наблюдений опасных и неблагоприятных явлений и факторов окружающей среды:
физические, химические и биологические (для водных объектов) показатели и (или) их совокупность, характеризующие состояние окружающей среды;
опасные явления, обусловленные погодно-климатическими причинами (половодья, сильные морозы, засухи и др.);
неблагоприятные явления погоды (осадки, усиление ветра, резкие изменения температуры и др.);
изменения климата;
2) информация об источниках антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе об объектах размещения отходов производства и потребления, включая информацию об установленных нормативах и (или) лимитах допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативах на образование отходов производства и потребления и лимитах на их размещение;