(с изменениями на 26 ноября 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании областного закона
от 15 апреля 2009 года N 4-2-ОЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
областным законом от 19 марта 2008 года N 487-25-ОЗ (газета "Волна", спецвыпуск от 4 апреля 2008 года N 1);
областным законом от 29 октября 2008 года N 581-30-ОЗ (газета "Волна", спецвыпуск от 14 ноября 2008 года N 6);
областным законом от 26 ноября 2008 года N 619-31-ОЗ (газета "Волна" от 9 декабря 2008 года N 48 (1161)).
____________________________________________________________________
Статья 1.
Утвердить социально-экономическую целевую программу Архангельской области «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2008 - 2011 годы» согласно приложению к настоящему закону.
Статья 2.
Органу управления финансами Архангельской области предусматривать средства для реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2008 - 2011 годы» при составлении проектов областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 3.
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Глава администрации области
Н.И. Киселев
г. Архангельск
26 сентября 2007 г.
N 385-20-ОЗ
Приложение
к областному закону
от 26 сентября 2007 года N 385-20-ОЗ
(в редакции областного закона
от 26 ноября 2008 года N 619-31-ОЗ -
см. предыдущую редакцию)
Социально-экономическая целевая программа Архангельской области
«Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области
на 2008 - 2011 годы»
Наименование | - | социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2008 - 2011 годы» (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | - | распоряжение администрации Архангельской области от 12 декабря 2006 года N 110-ра «О разработке проекта социально-экономической целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2008 - 2011 годы»; |
Государственный заказчик Программы | - | департамент агропромышленного комплекса Архангельской области (далее - департамент агропромышленного комплекса) |
Основные разработчики Программы | - | департамент агропромышленного комплекса; |
Цели Программы | - | формирование эффективного и конкурентоспособного агропромышленного комплекса Архангельской области (далее - АПК области); |
Задачи Программы | - | модернизация и техническое перевооружение агропромышленного производства; |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2008 - 2011 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень подпрограмм | - | «Развитие сельскохозяйственного производства»; |
Исполнители Программы | - | департамент агропромышленного комплекса; |
Объемы и источники финансирования Программы |
| общий объем финансирования Программы составляет 23609,9 млн. рублей, в том числе: |
(строка в редакции областного закона от 26 ноября 2008 года N 619-31-ОЗ - см. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах (к предыдущему году): 2008 год - 108,7 %, 2009 год - 105,4 %, 2010 год - 104 %, 2011 год - 102,8 %; |
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за реализацией Программы осуществляют департамент агропромышленного комплекса и Архангельское областное Собрание депутатов |
АПК области - это совокупность отраслей, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, в том числе осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции и реализацию ее потребителям.
Необходимость разработки Программы обусловлена тем, что в АПК области имеется целый ряд проблем, связанных с серьезными изменениями, произошедшими в аграрном секторе экономики за период рыночных реформ. Преобразования (прежде всего смена форм собственности и изменение организационно-производственной структуры в сельском хозяйстве) сопровождались спадом объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Основными производителями товарной животноводческой продукции являются организации и крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - коллективный сектор). В 2005 году доля коллективного сектора в объеме производства молока составила 57 %, мяса - 64 %, яиц - 96 %. В 2006 году она увеличилась и составила соответственно 62 %, 72 % и 97 %.
Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, производят большую часть картофеля (92 %) и овощей (95 %), выращиваемых в Архангельской области.
В 2006 году впервые за последние годы производство продукции животноводства во всех категориях хозяйств Архангельской области увеличилось по сравнению с уровнем 2005 года: производство молока - на 0,1 %, мяса - на 8,4 %. Это произошло за счет прироста производства животноводческой продукции в коллективном секторе, где отмечаются прирост поголовья коров на 2 % и рост продуктивности коров (с 2219 кг в 2001 году до 3625 кг в 2006 году).
При наблюдающейся положительной тенденции развития сельскохозяйственного производства в коллективном секторе продолжается значительное сокращение производства в личных подсобных хозяйствах.
Так, объемы производства молока в коллективном секторе в 2006 году по сравнению с показателями 2001 года возросли на 15,2 %. В то же время в личных подсобных хозяйствах сокращение производства молока составило 44 %. Объем производства мяса в личных подсобных хозяйствах в 2006 году по сравнению с показателями 2001 года сократился на 56 % (в коллективном секторе прирост составил 15,5 %), объемы производства картофеля сократились на 23 % (в коллективном секторе - на 3 %).
Сокращение производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах связано в первую очередь с демографическими изменениями сельского населения, в частности его старением, и недостаточно развитой системой сбыта продукции, производимой в этих хозяйствах.
В целом по Архангельской области наблюдается снижение доли производства продукции малыми формами хозяйствования в общем объеме производимой продукции по всем ее видам.
Уровень потребления молока, яиц, картофеля и овощей в значительной степени определяется объемами производства местных товаропроизводителей. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области, доля собственного производства во всем поступлении продуктов животноводства на рынок Архангельской области в 2005 году составила: мяса и мясопродуктов - 25,4 %, молока и молочных продуктов - 51,5 %, яиц и яйцепродуктов - 53,9 %, картофеля - 100 % и овощей - 81,8 %.
В последние годы по мере роста доходов населения увеличивается потребление сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Фактическое потребление сельскохозяйственной продукции населением Архангельской области в 2005 году составило: мяса - 40 кг на человека в год (на уровне объема потребительской корзины); молока и молочных продуктов - 192 кг (83 % от объема потребительской корзины); яиц - 194 штуки (97 % от объема потребительской корзины); овощей - 74 кг (75 % от объема потребительской корзины).
Сохраняющийся в течение длительного времени неэквивалентный межотраслевой обмен производимой продукции не дает возможности закрепить положительные результаты и создает предпосылки для преобладания отрицательных тенденций в развитии сельского хозяйства. Экономическая ситуация, сложившаяся в АПК области, характеризуется низкой рентабельностью производства продукции животноводства, сложным финансовым состоянием сельскохозяйственных организаций, низким производственным потенциалом сельскохозяйственных товаро-производителей.
Убыток сельскохозяйственных организаций при продаже товаров, работ и услуг в 2005 году составил 118,4 млн. рублей, в 2006 году - 193,6 млн. рублей.
Вместе с тем за последние пять лет наблюдается тенденция улучшения экономических показателей в сельском хозяйстве за счет роста объемов производства и продуктивности скота в коллективном секторе, а также применения мер государственной поддержки и проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей. Удельный вес прибыльных хозяйств за этот период увеличился с 25 % в 2001 году до 69 % в 2005 году. В 2006 году данный показатель составил 72 %.
Сложное финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей привело к сокращению числа рабочих мест в сельском хозяйстве и низкому уровню заработной платы на селе.
Численность населения, занятого в сельскохозяйственном производстве, в общем количестве населения, занятого в экономике Архангельской области, сократилась с 10 % в начале 2002 года до 5 % в начале 2006 года. Одновременно сельскохозяйственные организации испытывают дефицит квалифицированных кадров всех профессий и специальностей. Уровень средней заработной платы в сельском хозяйстве ниже уровня средней заработной платы по Архангельской области более чем в два раза, что приводит к низкой конкурентоспособности аграрного сектора на рынке труда Архангельской области. Демографическая ситуация на селе остается неблагополучной. Продолжающееся сокращение численности сельского населения, особенно трудоспособного возраста, ведет к утрате трудовых ресурсов, необходимых для обеспечения экономического роста АПК области.
В настоящее время сохраняется неэквивалентный товарообмен продукции АПК области и продукции других отраслей экономики. В связи с непрерывным повышением цен на горюче-смазочные материалы, электроэнергию и другие материально-технические ресурсы, потребляемые в сельском хозяйстве, растет себестоимость сельскохозяйственной продукции, что приводит к убыточности производства.
По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, за последние 14 лет рост цен на промышленную продукцию и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, опережал рост цен на сельскохозяйственную продукцию в 4,3 раза. В результате сельскохозяйственные товаропроизводители продолжают испытывать острый дефицит оборотных средств, не имеют возможности в достаточном количестве приобретать технику, запасные части к ней, горюче-смазочные материалы, семена, удобрения. В связи с этим за последнее десятилетие резко снизились показатели материально-технической оснащенности агропромышленного комплекса (техника изношена в среднем на 85 %, половина зданий и сооружений АПК области находится в аварийном состоянии).
Существенным фактором, сдерживающим рост агропромышленного производства в Архангельской области, является отсутствие эффективных систем государственного регулирования продовольственного рынка.
Продукты питания, производимые за пределами Архангельской области, не всегда отвечают требованиям стандартов качества продукции, однако пользуются высоким спросом у населения Архангельской области вследствие их низкой стоимости. Реализовать возрастающие объемы произведенной в Архангельской области продукции становится затруднительно даже на областном рынке. Высокие тарифы на электрическую энергию в Архангельской области по сравнению с другими регионами, более выгодные природно-климатические и экономические условия соседних субъектов Российской Федерации - все это ведет к снижению конкурентоспособности региональной продукции, в первую очередь по ценовому фактору. Реализация продукции по ценам, которые определяет рынок, не позволяет окупить затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это приводит, в частности, к использованию амортизационных отчислений в качестве оборотных средств, а не на капитальные вложения в сельском хозяйстве, что крайне негативно влияет на долгосрочную перспективу развития АПК области.
Серьезного внимания требует также состояние земель сельскохозяйственного назначения, поскольку в последние годы мероприятия по восстановлению плодородия данных земель осуществлялись не в полном объеме. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Архангельской области составляет 634,1 тысячи гектаров, из них пашни - 44 %. Пахотные земли в Архангельской области не отличаются высоким естественным плодородием, имеют низкую степень окультуренности, поэтому для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур требуются внесение органических и минеральных удобрений, известкование и фосфоритование почвы, а также проведение других агротехнических мероприятий, направленных на повышение плодородия почв. Сокращение объемов мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв приводит к отрицательному балансу питательных веществ в полевых севооборотах и деградации земель сельскохозяйственного назначения.
С уровнем аграрного производства непосредственно связаны проблемы развития сельских территорий Архангельской области. Во многом именно экономическими проблемами отрасли обусловлена ситуация, которая сложилась в социальной сфере села. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает развитие организации выездных форм социального обслуживания сельского населения.
Сохраняются проблемы в развитии промышленного рыбоводства (аквакультуры), рыболовства, а также в сохранении традиционного для жителей побережья Белого моря промысла морского зверя. Данные проблемы, так же как и в целом по сельскому хозяйству Архангельской области, связаны с необходимостью значительных инвестиций в основные средства и компенсацией диспаритета цен между сельским хозяйством и промышленностью.
Таким образом, сохранение сложившегося уровня конкуренто-способности АПК области не позволит повысить качество жизни сельского населения, удовлетворить растущий спрос на продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей Архангельской области, обеспечить устойчивое воспроизводство материально-технического, кадрового и природного потенциала сельского хозяйства и рыболовства.
Аграрный сектор экономики в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных условиях участвовать в межотраслевой конкуренции без государственного вмешательства.
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в АПК области, необходимость реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие АПК», положений Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» о государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, требуют решения перечисленных проблем программно-целевым методом.
Целями Программы являются:
- формирование эффективного и конкурентоспособного АПК области;
- улучшение продовольственного обеспечения населения и повышение на этой основе качества жизни населения Архангельской области.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих задач:
- модернизация и техническое перевооружение агропромышленного производства;
- обеспечение населения области доступными, безопасными и качественными продуктами питания местного производства;
- создание условий для устойчивого развития сельских территорий;
- развитие заготовительной и снабженческо-сбытовой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение кадрового потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание системы страхования в сельском хозяйстве;
- создание новых рабочих мест в АПК области.
Реализация Программы предусмотрена на период с 2008 по 2011 год включительно и осуществляется в один этап.