Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2006 года  N 51-па


О Концепции семейной политики и демографического
развития  Архангельской области

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления Правительства
Архангельской области от 17 июня 2014 года N 240-пп
____________________________________________________________________

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» (с изменениями от 5 октября 2002 года N 1129) и распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р «О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», в целях улучшения социально-экономического положения семьи в Архангельской области, увеличения значения семейных институтов в воспитании детей администрация Архангельской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики и демографического развития Архангельской области.

2. Одобрить План реализации Концепции семейной политики и демографического развития Архангельской области на 2007-2009 годы.

3. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области при планировании и осуществлении мероприятий в сфере управления демографическими процессами руководствоваться положениями настоящей Концепции семейной политики и демографического развития Архангельской области.

4. Комитету по делам женщин, семьи и молодежи администрации области совместно с департаментом здравоохранения, департаментом образования и науки, департаментом строительства и архитектуры, департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, комитетом по труду, комитетом по культуре, комитетом по физической культуре и спорту, управлением социальной защиты населения администрации области разработать в I квартале 2007 года социально-экономическую целевую программу развития Архангельской области в сфере семейной политики.


     Исполняющий обязанности
     главы администрации
М.Н. Ситкин

  Приложение N 1
   УТВЕРЖДЕНА
     постановлением администрации
     Архангельской области
     от 12 декабря 2006 года N 51-па

     

КОНЦЕПЦИЯ
семейной политики и демографического развития Архангельской области

     

Концепция семейной политики и демографического развития Архангельской области (далее - Концепция), разработанная на основе Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» (с изменениями от 5 октября 2002 года N 1129) и распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р «О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования региональной демографической и семейной политики.

Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти и органов местного самоуправления Архангельской области при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития.


I. Современная демографическая ситуация и анализ проблем
семьи в Архангельской области

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года особо отмечается, что успех в решении фундаментальных проблем развития общества и государства главным образом зависит от улучшения демографической ситуации в стране. В связи с этим возникает острая политическая и социально-экономическая необходимость в повышении престижа материнства и отцовства, создании условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей.

Семейная политика является неотъемлемой частью социальной политики и представляет собой комплексную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационно-пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Концепция демографического развития - это определенная система взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов.

Демографические процессы лежат в основе многих долгосрочных тенденций, определяющих уровень социально-экономического развития и обеспечивающих национальную безопасность страны.

При этом политика в отношении народонаселения и демографическое развитие государства как ее составная часть не проявились в качестве приоритетного направления в деятельности Правительства Российской Федерации. Нормативно-правовое оформление концепции государственной политики по отношению к семье также осталось незавершенным.

В связи с этим основными направлениями семейной политики и демографического развития Архангельской области должны стать создание предпосылок для стабилизации и постепенного повышения уровня рождаемости и улучшения режима воспроизводства народонаселения, укрепления социального института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и источника ее первоначальной социализации.

К началу 2006 года численность населения Архангельской области составила 1 млн. 291 тыс. 400 человек, из которых 942,6 тыс. человек (73%) - горожане и 348,8 тыс. человек (27%) - сельские жители.

С момента проведения Всероссийской переписи населения 2002 года число северян уменьшилось на 45,1 тыс. человек, или на 3,4%. В 2005 году численность населения за год сократилась на 13,1 тыс. человек (1,0%). Наибольшую долю в общем сокращении (61,8%) составила естественная убыль северян, остальные доли (38,2%) приходятся на миграционную убыль.

Тенденция к повышению рождаемости сложилась с 2000 года. За прошедший период число родившихся в области увеличилось на 1,8 тыс. человек (на 14,4%). Общий показатель рождаемости за 6 лет (2000-2005 годы) повысился до 10,7 родившихся живыми на 1000 населения (в 2000 году - 8,4 родившихся живыми на 1000 населения), или на 27%. Приросту рождаемости во многом способствовала стабилизация социально-экономического положения в стране, а также численное пополнение женщин репродуктивного возраста (15-49 лет).

В 2005 году зарегистрирован небольшой спад рождаемости к уровню 2004 года (10,7 против 11,0 на 1000 населения, или на 2,7%).

Показатель числа родившихся в среднем на одну женщину (суммарный коэффициент рождаемости) составил 1,40 против 1,12 в 2000 году. Но и это значительно ниже уровня, необходимого для численного замещения поколений родителей их детьми.

Социальные ориентиры северян скорректированы на рождение одного, реже двух детей. В общей численности новорожденных в 2004 году доля первенцев составила 60,1% (в 1991 году - 51%, 1994 году - 58%).    

Снижение регистрируемых брачных союзов наблюдалось с начала 80-х годов XX века. Особенно существенным оно было в 90-х годах (в 1994 году зарегистрировано 6,2 браков на 1000 населения, в 1997 году - 5,6). В последующие годы наступила относительная стабилизация. В 2005 году общий коэффициент брачности (число браков - на 1000 человек в среднем за год) увеличился до 9,7, или на 24% к 2004 году.

Распространение нерегистрируемых брачных союзов привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. За 1994-2004 годы доля таких детей почти удвоилась и составила в прошлом году 42% от общего числа рождений (более половины из них учтено по совместному заявлению родителей).

За 2003-2005 годы в области ежегодно расторгалось в среднем примерно 6,0 тыс. браков (в 2005 году расторгнуто 5210 браков), в результате более 4,5 тыс. несовершеннолетних детей остаются ежегодно без одного из родителей.

Наибольшее увеличение родившихся отмечается среди матерей 25-34 лет, у которых частота повторных рождений больше, чем первенцев.

Позитивная коррекция показателей материнской и младенческой смертности сдерживается неблагоприятными тенденциями в области репродуктивного здоровья населения, поскольку среди совокупности причин младенческой смертности около 80% составляют перинатальные состояния, относящиеся к периоду внутриутробного развития ребенка, и врожденные аномалии, то есть заболевания, тесным образом взаимосвязанные со здоровьем матери. В 2005 году младенческая смертность (число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми) по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 24,7% и составила 12,6% против 10,1%.

В 2005 году количество многодетных семей в Архангельской области составляло 6664. Из них: 5452 - с тремя детьми; 907 - с четырьмя, 305 - с пятью и более детьми.

На 1 декабря 2005 года в области общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составило 7405 человек.

В Архангельской области проживает 3539 семей, находящихся в социально-опасном положении, в которых воспитывается 6137 детей. Из общего количества несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, половина воспитывается в неполных семьях.

В области активно развиваются такие формы семейного устройства детей, как опека (в 2005 году в семьях опекунов проживало 3681 ребенок), приемная семья, патронатная семья.

С 2005 года наметилась некоторая тенденция к сокращению количества выявленных детей, оставшихся без попечения родителей: 2004 год - 1522 человека, 2005 год - 1485 человек, однако этот показатель продолжает оставаться высоким. Из общего количества выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, около 58% передается на воспитание в семьи граждан.

В 2002 году под опеку, в приемные семьи, на усыновление было передано 692 ребенка (51,3% от числа выявленных), в 2003 году - 763 ребенка (52,4%), в 2004 году - 810 детей. Число приемных семей с 2002 года по 2005 год увеличилось с 15 до 129. Только в 2005 году у приемных родителей, опекунов, усыновителей проживало 4747 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на принимаемые меры по устройству детей в семьи, большая часть (свыше 2500 детей) находится в детских домах, школах-интернатах. Среднеобластной показатель устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома составляет 42%.

Наблюдается устойчивое снижение роли семьи в социализации детей, то есть их подготовке к жизни в обществе. Увеличивается количество случаев насилия в семье, в том числе в отношении детей, что приводит к совершению побегов подростков из дома и, как следствие, к росту числа беспризорных и безнадзорных детей. Так, органами внутренних дел ежегодно разыскивается до 700 несовершеннолетних, ушедших из дома или детских учреждений.

Наряду с материально-экономическими трудностями существует и проблема психологического характера - распад духовных ценностей и нравственных ориентиров, так как такие качества как взаимопомощь, товарищество, доброта, уважение к старшим, ценность семейных отношений, всегда составлявшие основу национальных, исторических и культурных традиций российского народа, начинают размываться, нивелироваться, забываться, исчезать.

Таким образом, если сложившаяся ситуация и наметившиеся тенденции будут сохраняться, то к 1 января 2016 года население Архангельской области сократится до 1 млн. 222 тыс. 400 человек.

В существующей ситуации восстановить и увеличить численность населения представляется возможным исключительно посредством возрождения на территории Архангельской области семейных ценностей, исторических традиций поморской семьи, восстановления приоритета полной семьи, имеющей двух детей и более, поднятия престижа родительского авторитета, обеспечения гарантий защиты семьи, материнства, отцовства и детства, опираясь на современные научные разработки и технологии по работе с семьей. В настоящее время семья как никогда нуждается в экономической, социальной, психологической, педагогической, юридической и в иных видах помощи.

Все вышеперечисленное требует коренных изменений в отношении семейной политики и демографического развития Архангельской области и подтверждает необходимость принятия настоящей Концепции.

II. Основные цели и задачи семейной политики и демографического развития
Архангельской области

Основными целями семейной политики и демографического развития Архангельской области являются:

стабилизация и улучшение демографической ситуации;

создание условий жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность выполнения ею своих основополагающих функций;

практическая реализация мер государственной поддержки, направленных на улучшение благополучия семей;

защита детства;

осуществление мероприятий по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

повышение уровня жизни населения, физического, психического, социального здоровья населения и социальной стабильности общества.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

1) в сфере стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

а) создание условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической и жизнеохранительной функций;

б) более полная реализация семьей репродуктивных намерений и улучшение на этой основе демографической ситуации в Архангельской области посредством перехода к господству социальной нормы (3-4 ребенка в семье);

в) создание и совершенствование нормативно-правовой базы Архангельской области, необходимой для полной, всесторонней реализации прав и законных интересов семьи;

г) координация усилий органов публичной власти всех уровней, общественных объединений по реализации семейной политики и осуществлению демографического развития Архангельской области;

д) всемерное укрепление семейных институтов и повышение социально-правового статуса семьи в обществе;

е) создание условий для самореализации молодежи и ее подготовка к семейной жизни;

ж) повышение престижа и формирование положительного образа благополучной семьи, пропаганда социальной ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей и традиций, формирование духовно-нравственного ориентира на вступление в брак и его регистрацию;

з) формирование гражданско-патриотической позиции в отношении необходимости повышения рождаемости;

2) в сфере обеспечения условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семьи, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи:

а) осуществление социальных мер по оказанию материально-экономической поддержки наиболее нуждающимся семьям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

б) разработка стратегии и осуществление семейной политики, ориентированной не только на социальную помощь нуждающимся семьям с детьми, но и на содействие в формировании и раскрытии внутреннего социально-экономического потенциала семей, способных успешно выполнять свои основные функции;

в) в сфере обеспечения трудоспособным членам семьи, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением родительских обязанностей;

     

г) обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека;

д) приостановление снижения благосостояния семьи, в которой воспитываются несовершеннолетние дети;

е) повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;

ж) создание для женщин возможности свободного альтернативного выбора между работой дома и работой вне дома посредством установления для них баланса доходов, оптимизации социальных выплат, изменения общественного мнения и прочих мер;

з) в сфере улучшения охраны здоровья семьи, снижения смертности и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

а) оптимизация возрастной структуры населения области посредством повышения доли граждан трудоспособного возраста;

б) улучшение репродуктивного здоровья населения, в частности, снижение уровней младенческой и материнской смертности, частоты врожденных пороков развития, генетических заболеваний у детей и прочих аномалий перинатального и постперинатального периодов;

в) улучшение качества жизни хронических больных и инвалидов;

4) в сфере оказания помощи семье в воспитании детей:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»