Программа направлена на создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления экономики Архангельской области, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам.
Достижению указанных целей препятствует ряд нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений. В ходе реформ 90-х годов не уделялось должного внимания созданию условий для активизации гражданского оборота земельных ресурсов и иной недвижимости, правовых и экономических механизмов перехода прав собственности на землю и иную недвижимость к эффективно хозяйствующим субъектам. По причине неудовлетворительного финансирования работы по инвентаризации земель поселений выполнены всего на 60 - 70 %, только на территории 20 % населенных пунктов Архангельской области имеются крупномасштабные планово-картографические материалы.
До настоящего времени учет, оценка, налогообложение, управление, распоряжение землей и иными объектами недвижимого имущества осуществляются раздельно. В связи с разделением систем учета земли и иной недвижимости существенно увеличиваются временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее, а сами учетные системы характеризуются дублированием функций и наличием погрешностей в сведениях об объектах вследствие многократного ручного ввода, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и противоречивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.
В соответствии с главой 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации исчисление земельного налога осуществляется на основе кадастровой стоимости земельного участка. Однако без актуализации кадастровой стоимости земель экономический эффект от введения налога будет существенно снижен.
Отсутствие современной цифровой картографической основы при проведении учета земельных участков и иных объектов недвижимости создает проблемы с определением и согласованием границ между земельными участками различных правообладателей, что является негативным фактором при регистрации права собственности или иных вещных прав.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 мая 2006 года «О бюджетной политике в 2007 году» необходимо завершить разработку и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих основы и процедуры массовой оценки объектов недвижимости в целях обеспечения введения единого местного налога на недвижимость взамен существующих ныне земельного и имущественного налогов с 2009 года.
Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения недвижимого имущества, а также усовершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в государственной и муниципальной собственности.
Масштабность и ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач, особенно связанных с инвентаризацией земель, объединением баз данных по земле, зданиям (строениям) и сооружениям, их кадастровой оценкой, требуют четкого межведомственного взаимодействия, координации и управления, согласованных по времени и объемам привлечения средств федерального, областного и местных бюджетов.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевым методом обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного, опытно-конструкторского, технического, технологического и образовательного характера.