Недействующий


АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
Четырнадцатая сессия двадцать четвертого созыва

РЕШЕНИЕ

от 25 октября 2006 года N 257


Об утверждении городской целевой Программы «Семья
и дети Архангельска (2007-2009 годы)»

(с изменениями на 8 апреля 2009 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

решением Архангельского горсовета от 12 сентября 2007 года N 490;

решением Архангельского горсовета от 21 мая 2008 года N 656 (газета "Архангельск" от 30 мая 2007 года N 74 (3818));

решением Архангельского городского Совета депутатов от 19 ноября 2008 года N 781;

решением Архангельского городского Совета депутатов от 8 апреля 2009 года N 840.

____________________________________________________________________


В целях реализации семейной политики на территории муниципального образования «Город Архангельск» и комплексного решения социальных проблем семьи и детей в городе Архангельский городской Совет депутатов

решил:

1.Утвердить прилагаемую городскую целевую Программу «Семья и дети Архангельска (2007-2009 годы)».

2. Мэрии города предусмотреть при формировании городских бюджетов на 2007-2009 годы финансирование данной Программы.

 
Мэр города
А.В. Донской

                            
      Утверждена
решением Архангельского
городского Совета депутатов
       от 25 октября 2006 года N 257
(в редакции решения Архангельского
городского Совета депутатов
от 8 апреля 2009 года N 840
-
см. предыдущую редакцию)

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Семья и дети Архангельска (2007-2009 годы)»


Глава I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

городская целевая Программа «Семья и дети Архангельска (2007-2009 годы)»

Заказчик Программы

департамент здравоохранения и социальной политики мэрии города

Основной разработчик Программы

департамент здравоохранения и социальной политики мэрии города

Цель Программы

комплексное решение проблем семьи и детей, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее основных функций, повышение качества жизни семьи, ее авторитета и социальной значимости в обществе;
поддержка и пропаганда положительных семейных традиций;
предупреждение социального сиротства, создание условий для полноценной жизни детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из социально неблагополучных семей, проживающих на территории города Архангельска, создание условий для их личностного развития, подготовки их к самостоятельной жизни;
создание на муниципальном уровне оптимальных условий для выявления и развития способностей одаренных детей;      

(абзац четвертый дополнительно включен на основании решения Архангельского горсовета от 12 сентября 2007 года N 490)

обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей

(абзац пятый дополнительно включен на основании решения Архангельского горсовета от 21 мая 2008 года N 656)

Задачи Программы

осуществление комплекса мер по преодолению демографического кризиса;
всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
разработка механизмов по моральному и материальному стимулированию к созданию полноценной семьи и рождению детей;
обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций: социализации детей, экономической, репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной;
поощрение различных форм семейного творчества;
развитие услуг учреждений социальной сферы;
реализация новых социальных технологий;
сокращение масштабов социального сиротства и совершенствование форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществление широкой пропаганды гражданско-нравственных ценностей семьи и формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни;
обеспечение охраны здоровья детей и создание благоприятных условий для рождения, воспитания здоровых детей, профилактика детской заболеваемости и инвалидности;
создание системы выявления и развития детской одаренности и поддержки детей в соответствии с их способностями;
развитие муниципальных учреждений, работающих с одаренными детьми, укрепление их материально-технической базы;
проведение на городском уровне конкурсов, фестивалей, соревнований с участием одаренных детей;
формирование системного подхода к работе по переподготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми;

(абзацы 11-14 дополнительно включены на основании решения Архангельского горсовета от 12 сентября 2007 года N 490)

повышение доступности летнего отдыха и оздоровления детей;
расширение возможностей для отдыха и оздоровления детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей группы риска по социальному сиротству, детей неработающих граждан

(абзацы 15-16 дополнительно включены на основании решения Архангельского горсовета от 21 мая 2008 года N 656)

Сроки реализации Программы

2007-2009 годы

Основные исполнители

Программы

департамент здравоохранения и социальной политики, департамент образования, управление культуры и молодежной политики, департамент информации и общественных связей, управление по физической культуре и спорту мэрии города, вузы города

Объемы и

источники финансирования

финансовое обеспечение Программы за счет средств городского бюджета осуществляется в соответствии с утвержденными ассигнованиями на соответствующий финансовый год

Источники финансирования

2007 г.

2008 г.

2009 г .

Итого,
тыс. руб.

Городской бюджет

6 342,8

17 375,2

21 318,0

45 036,0

Привлеченные средства

3 379,0

5 650,0

3 030,0

12 059,0

ИТОГО

9 721,8

23 025,2

24 348,0

57 095,0

(таблица строки в редакции решения Архангельского городского Совета депутатов от 8 апреля 2009 года N 840 - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые      конечные

результаты








укрепление института семьи, повышение его общественного авторитета и социального статуса;
достижение положительных изменений основных демографических показателей и показателей состояния здоровья детей;
повышение качества социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реализация права ребенка жить в семье;
формирование «моды» на здоровый образ жизни;
воспитание уважительного, патриотического отношения детей и молодежи к родному городу;
сохранение и приумножение интеллектуального потенциала города;
создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей;

формирование городского банка данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста;
увеличение количества одаренных детей, принявших участие в региональных российских, международных олимпиадах, конкурсах, конференциях, соревнованиях;

(абзацы 8-10 дополнительно включены на основании решения Архангельского горсовета от 12 сентября 2007 года N 490)

обеспечение доступности отдыха, оздоровления и занятости детей;
расширение возможностей для отдыха и оздоровления детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей группы риска по социальному сиротству, детей неработающих граждан;
увеличение количества детей, охваченных отдыхом, оздоровлением и занятостью.

(абзацы 11-13 дополнительно включены на основании решения Архангельского горсовета от 21 мая 2008 года N 656)

Контроль за

исполнением Программы

управление реализацией Программы осуществляют департамент здравоохранения и социальной политики мэрии города, департамент образования мэрии города, управление культуры и молодежной политики мэрии города, управление по физической культуре и спорту мэрии города. Контроль за выполнением мероприятий Программы, целевым и эффективным использованием средств городского бюджета на их реализацию осуществляется Архангельским городским Советом депутатов.

(строка в редакции решения Архангельского горсовета от 12 сентября 2007 года N 490 - см. предыдущую редакцию)

     
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В городе Архангельске семейная политика становится одним из приоритетных направлений социальной политики, основанной на принципах признания ценности семьи, ее всемерной поддержки и сохранении достигнутых социальных гарантий. Начиная с 1997 года реализация семейной политики в городе основывается на осуществлении комплекса мер, предусмотренных городской целевой Программой «Семья и дети Архангельска». Муниципальное образование «Город Архангельск» является единственным в области, где из городского бюджета производятся дополнительные выплаты приемным семьям, а также малообеспеченным опекунским семьям, которые не получают опекунское пособие. Ежегодно проводятся городская эстафета семейного успеха, конкурсы лучших семей территориальных округов города.

В настоящее время, несмотря на некоторую стабилизацию экономической и политической жизни в стране и городе, продолжает разрушаться традиционная структура института семьи, снижаться уровень ее материального благосостояния, увеличиваться количество неполных семей.

Согласно переписи населения 2002 года в городе Архангельске проживает 139 тысяч семей, детское население составляет 74 086 человек. За чертой бедности живет 9 560 семей, в них воспитывается более 19 тысяч детей. 11 052 семьи являются неполными, из них малообеспеченными - 8 187. В данных семьях воспитывается 15 872 детей.

В 2005 году было заключено 2335 браков и 1327 разводов (в 2004 году соответственно 1 967 и 1 295). За 2005 год в городе родилось 3 182 ребенка (2004 год - 3200), из них 521 ребенок родился у одинокой матери, в отношении 937 установлено отцовство. Рост внебрачной рождаемости лишний раз подчеркивает необходимость укрепления института семьи.

Вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. Только 14,8% родов считаются нормальными.

Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которых в последнее десятилетие многократно увеличилась, недостаточность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий приводит к тому, что состояние здоровья детей ухудшается. Уровень заболеваемости детей по городу Архангельску превышает уровень заболеваемости детей по области и по России. Так, за 2005 год общая заболеваемость детей и подростков составила 3812,8 случая на 1000 детского населения. Первое место в структуре заболеваемости детского населения занимают болезни органов дыхания (от 0 до 14 лет - 53,6%, 14-18 лет - 38,0%); на втором месте болезни органов пищеварения (от 0 до 14 лет - 9,3%, от 14 до 18 лет - 16,2%). Одним из главных факторов, оказывающих отрицательное влияние на состояние здоровья детей, является недостаточное питание, особенно в школьном возрасте. Только 39% учащихся города обеспечиваются горячим питанием в школах.

В г. Архангельске проживает 1 198 семей, воспитывающих 1 207 детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, низкие возможности для ведения здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей. Основное место среди заболеваний, обусловивших возникновение инвалидности, занимают врожденные аномалии, вторыми по значению являются болезни костно-мышечной системы. Значительно чаще у детей стали диагностироваться такие социально значимые заболевания как сахарный диабет, болезни обмена веществ, язвенные болезни желудка и 12-перстной кишки.

Относительно стабильным в течение последних пяти лет остается показатель выявления детей, оставшихся без попечения родителей - около 300 несовершеннолетних в год. Основная причина, по которой дети остаются без родительской заботы, это уклонение родителей от своих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. Так, в 2005 году 47% от всех выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, являются сиротами при живых родителях. Более 100 человек в год лишается родительских прав. В течение последних трех лет наблюдается положительная тенденция по жизнеустройству детей, оставшихся без родительского попечения: почти 60%  передаются на воспитание в семьи.

Остро стоит проблема постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям воспитанников и запросам рынка труда.

Растет количество социально неблагополучных семей. На сегодняшний день в городе 1 395 несовершеннолетних проживает и воспитывается в таких семьях. Дети, растущие в неблагополучных конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Наблюдается тенденция роста детской преступности, за 6 месяцев 2006 года несовершеннолетними совершено 277 преступлений и 1165 правонарушений. 1 054 несовершеннолетних состоят на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, из них 170 имеют судимость.

Такое состояние семьи при высоком уровне смертности и низких показателях рождаемости (в течение последних 15 лет наблюдается отрицательный естественный прирост населения в городе, в 2005 году он составил -4,6) представляет собой реальную угрозу социальной безопасности города, его будущему. Только комплексное решение проблем семьи, ее всесторонняя поддержка, консолидация всех усилий общества и государства способны изменить сложившуюся ситуацию. Такие механизмы профилактики социального сиротства, как помощь неблагополучной семье, помощь семьям, имеющим детей с особенностями развития, семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная адаптация выпускников интернатных учреждений - должны развиваться параллельно и одновременно, обеспечивая профилактику социального сиротства на всех этапах.     

2. Структура и перечень основных направлений


Городская целевая Программа «Семья и дети Архангельска (2007-2009 годы» содержит 7 основных разделов по приоритетным направлениям деятельности:

Раздел 1. Организационные мероприятия


Мероприятия данного раздела Программы предусматривают проведение научно-практических конференций, совещаний, круглых столов с целью обмена опытом между руководителями, специалистами, занимающимися реализацией семейной политики. Предусмотрено издание информационно-аналитических сборников, брошюр, проведение мониторинга социально неблагополучных семей с целью выработки новых технологий работы с ними.

Раздел 2. Социальное здоровье семьи

В данном разделе Программы предусмотрен комплекс мероприятий, связанный с социально-экономической стороной жизни семьи, мероприятия, направленные на формирование и поддержку здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни - важнейшая социальная технология государства.

Раздел 3. Семья - как среда жизни ребенка

В обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции первоначальной социализации ребенка. Многие социальные проблемы вырастают из проблем семьи.

Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет след в его судьбе, даже в тех случаях, когда он достаточно быстро обретает новую семью. Каждый ребенок, лишенный родительского попечения, должен рассматриваться как терпящий бедствие, и его надо спасать - помещать в семью всеми доступными законными способами, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, внимания.

Мероприятия данного раздела направлены на решение обозначенной проблемы, внедрение эффективных технологий семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождение замещающих семей.

Раздел 4. Право ребенка на развитие

Этот раздел Программы направлен на решение проблем интеграции ребенка с особым развитием в обществе, решение вопроса его профессиональной ориентации.

В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала населения города Архангельска в современных сложных экономических условиях предусмотрен ряд мероприятий, направленный на поддержку одаренных и талантливых детей.

Кроме этого, комплекс мероприятий связан с привлечением к культурной жизни города детей и подростков, проживающих на окраинах города и испытывающих ограничение в выборе культурного времяпрепровождения.

Раздел 5. Я - архангелогородец

Мероприятия данного раздела направлены на пропаганду положительных семейных традиций, воспитание у подрастающего поколения уважения к своему городу, его истории и традициям, патриотизма. Общей целью этих мероприятий должно стать создание «моды» на семью, ответственное родительство.

Раздел 6. Профилактика семейного неблагополучия

Выполнение мероприятий, предусмотренных в данном разделе, в идеале должно привести к переводу асоциальных семей в статус благополучных, к сокращению (а лучше недопущению) изъятия ребенка из кровной семьи, присвоения статуса сироты при живых родителях. В достижении таких результатов и есть защитная функция органа опеки и попечительства.

Раздел 7. Разработка и внедрение инновационных методов в работе с семьями

Мероприятия указанного раздела Программы имеют своей целью решение проблемы информационного дефицита как среди граждан города, так и среди специалистов, занимающихся реализацией семейной политики, а также оказание методической помощи родителям, педагогам.

Раздел 8. Одаренные дети

В результате реализации мероприятий по данному разделу ожидается создание на муниципальном уровне оптимальных условий для выявления и развития способностей одаренных детей, развитие системы работы с одаренными детьми, осуществление подготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

(раздел дополнительно включен на основании решения Архангельского горсовета от 12 сентября 2007 года N 490)

Раздел 9. Летний отдых, занятость и оздоровление детей

В результате реализации мероприятий по данному разделу ожидается создание на муниципальном уровне оптимальных условий для обеспечения доступности отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, расширения возможностей по обеспечению отдыха и оздоровления детей из семей со средним и низким уровнем достатка.         

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»