Современная туристская индустрия является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Как свидетельствует мировой опыт, рациональное использование имеющихся туристско-рекреационных ресурсов может оказаться одним из эффективных рычагов структурной перестройки экономики региона, стимулирующих развитие сопряженных с туризмом отраслей (строительство, транспорт, связь, торговля, производство товаров народного потребления).
Важнейшим условием, определяющим процесс формирования, становления и развития туристской отрасли в Архангельской области как значимой сферы территориальной специализации, является создание современного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса.
Духовно-исторические ценности Архангельской области, ее рекреационные ресурсы и природные богатства составляют особый потенциал, который делает область перспективной территорией для развития въездного туризма. Базируясь на этом потенциале, туризм может стать одной из ведущих отраслей специализации, способствуя решению не только социальных, но и экономических задач Архангельской области.
Анализ современного состояния туристского рынка Архангельской области указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам. Основными сдерживающими факторами развития туризма в Архангельской области являются отсутствие государственной финансовой поддержки развития отрасли, недостаточная реклама туристских возможностей Архангельской области, слабо развитая туристская инфраструктура, несоответствие цены и качества предлагаемых услуг, отсутствие благоприятных условий для инвестиций в туристскую отрасль.
Результаты работы субъектов туристской деятельности в 2003 - 2005 годах свидетельствуют об устойчивом спросе на региональный туристский продукт. Ежегодный рост туристского потока по основным показателям, характеризующим развитие сферы туризма Архангельской области, составляет 12 - 15 % к уровню предыдущего года.
Изменились и качественные характеристики туристского потока: доля иностранных туристов, посетивших область, возросла с 5 до 12 %, более 60 % туристов - россияне среднего достатка. Проведение крупных социокультурных акций в городах Архангельске, Каргополе, а также в Вельском, Котласском, Пинежском районах Архангельской области стимулирует развитие въездного туризма в муниципальных образованиях. Вместе с тем богатейший туристский потенциал Красноборского, Устьянского, Мезенского, Онежского, Плесецкого районов используется недостаточно эффективно.
Серьезными сдерживающими факторами развития туристского рынка Архангельской области являются слабая инфраструктура, высокая стоимость транспортных услуг, входящих в стоимость турпакета, большая степень износа материально-технической базы. Недостаточно развитая дорожная инфраструктура Архангельской области, отсутствие комфортабельного автомобильного транспорта и морских судов круизного класса, дефицит отвечающих современным требованиям объектов размещения и объектов общественного питания в муниципальных образованиях Архангельской области не способствуют вовлечению данных муниципальных образований в орбиту туристских взаимосвязей. Особого внимания требуют задача разработки современной маркетинговой стратегии продвижения регионального туристского продукта на российском и международном рынках и формирование имиджа Архангельской области как территории, привлекательной для инвесторов и туристов. Местные туристские фирмы и агентства не обладают достаточными ресурсами, чтобы самостоятельно заполнить информационный вакуум. Все это проблемы регионального уровня, и они могут быть решены программно-целевыми методами.
В условиях поддержки развития туристской индустрии органами государственной власти Архангельской области будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных и материальных ресурсов с учетом потребностей рынка труда и задач социально-экономического развития региона.