В настоящее время мероприятия по развитию и содержанию сети автомобильных дорог общего пользования в Архангельской области осуществляются за счет средств областного и федерального бюджетов.
Из федерального бюджета выделяются субсидии, которые направляются на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Архангельской области, имеющих межрегиональное значение или обеспечивающих транспортную доступность окраинных территорий Архангельской области.
Средства областного бюджета направляются на обеспечение:
- содержания региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;
- ремонта и капитального ремонта региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;
- долевого участия области в строительстве (реконструкции) объектов, осуществляющегося за счет средств федерального бюджета;
- строительства (реконструкции) региональных автомобильных дорог в интересах экономики Архангельской области.
Динамика финансирования дорожных работ на сети региональных автомобильных
дорог (дорожное хозяйство) Архангельской области в 2000 - 2006 годах
(в ценах соответствующих лет) | |||||||
Наименование | Годы | ||||||
показателей | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Валовой региональный продукт (далее - ВРП) | 62563,0 | 68206 | 84553,2 | 107607,8 | -* | -* | -* |
Объем финансирования дорожного хозяйства из областного бюджета, млн. руб. | 1242,7 | 741,2 | 895,6 | 774,5 | 722,1 | 903,3 | 1052,3 |
Объем финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета, млн. руб. | 84,4 | 467,2 | 373,0 | 379,6 | 190,0 | 120,0 | 100,0 |
Общий объем финансирования дорожного хозяйства Архангельской области, млн. руб. | 1327,1 | 1208,4 | 1268,6 | 1154,1 | 912,1 | 1023,3 | 1152,3 |
Общий объем финансирования дорожного хозяйства | 2,12 | 1,77 | 1,5 | 1,0 | -* | -* | -* |
Доля федеральных средств в общем объеме финансирования дорожного хозяйства Архангельской области, % | 6,3 | 38,6 | 29,4 | 32,9 | 20,8 | 11,7 | 8,7 |
Примечание:
* - статистические данные на период составления Программы отсутствуют.
Из таблицы следует, что общий объем финансирования дорожного хозяйства по отношению к ВРП Архангельской области, начиная с 2000 года, имеет тенденцию к снижению.
С 2000 по 2003 год произошло снижение объемов финансирования дорожных работ в Архангельской области из всех источников в 2,12 раза. Несмотря на то, что экономика области динамично развивается, о чем свидетельствуют данные о росте промышленного производства и услуг населению в 2004 году соответственно на 138,9 и 124,3 % по отношению к 2003 году (доля этих показателей в объеме ВРП составляет соответственно 52,6 и 45,9 %), снижение расходов на дорожные работы в объеме ВРП продолжается.
Существенное сокращение расходов по финансированию дорожных работ области вызвано изменениями, произошедшими в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации в 2000 - 2005 годах. В 2006 году уровень финансирования из областного бюджета составил 37,5 % к уровню финансирования 2000 года.
Динамика объемов финансирования региональных автомобильных дорог общего
пользования Архангельской области за счет областного бюджета
в сопоставимых ценах, приведенных к ценам 2006 года
млн. руб. | |||||||
Год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Расходы на дорожное хозяйство | 2805 | 1155 | 1275 | 1008 | 922 | 975 | 1052 |
Расходы областного бюджета в целом на региональные автомобильные дороги с 2000 года ежегодно сокращались. Только начиная с 2005 года наметилась позитивная тенденция в финансировании дорожных работ.
Снижение финансирования региональных автомобильных дорог области привело к существенному изменению структуры дорожных работ.
Доля текущих затрат в объеме средств областного бюджета,
выделяемых на финансирование дорожных работ
(%) | ||||||
Наименование показателей | Годы | |||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Доля текущих затрат в объеме финансирования дорожного хозяйства, | 47,6 | 69,7 | 58,0 | 74,1 | 82,7 | 60,0* |
содержание | 18,4 | 41,9 | 41,2 | 54,1 | 64,0 | 54,2 |
ремонтные работы | 29,2 | 27,8 | 16,8 | 20,0 | 18,7 | 5,8 |