Недействующий

АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
четвертого созыва (двенадцатая сессия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2006 года N 847


Об утверждении краткосрочной целевой социально-экономической
программы «Развитие социального обслуживания населения
на 2007 год»

____________________________________________
Фактически утратил силу в связи с истечением
срока действия
____________________________________________


Областное Собрание депутатов

постановляет:

Утвердить краткосрочную целевую социально-экономическую программу «Развитие социального обслуживания населения на 2007 год» (прилагается).

  Председатель областного
     Собрания депутатов
                                                            В.С. Фортыгин

 

    Утверждена
     постановлением
областного Собрания депутатов
     от 29 сентября 2006 года N 847

Краткосрочная целевая
социально-экономическая программа «Развитие социального
обслуживания населения на 2007 год»


Паспорт
краткосрочной целевой социально-экономической программы
«Развитие социального обслуживания населения на 2007 год»


Наименование программы

-

краткосрочная целевая социально-экономическая программа «Развитие социального обслуживания населения на 2007 год» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-

распоряжение администрации Архангельской области от 12 мая 2006 года N 7-ра «О разработке краткосрочной целевой социально-экономической программы «Развитие социального обслуживания населения на 2007 год»

Государственный заказчик Программы

-

управление социальной защиты населения администрации Архангельской области (далее - управление социальной защиты населения)

Разработчик Программы

-

управление социальной защиты населения

Цель Программы

-

обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и качественного социального обслуживания и предоставление социальных услуг

Задачи Программы

-



-
-
-


-

-

-

улучшение доступности и качества социального обслуживания населения Архангельской области путем укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, создания достойных и безопасных условий проживания граждан в этих учреждениях;

внедрение новых форм социального обслуживания граждан;

развитие полустационарных форм социального обслуживания граждан;

создание условий для уменьшения очередности в стационарные учреждения социального обслуживания путем укрупнения и повышения эффективности использования действующих государственных учреждений;

создание и развитие социально-реабилитационных отделений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

обеспечение доступности социально-культурных услуг отдельным категориям граждан, нуждающимся в особой заботе государства;

поддержка активного участия пожилых граждан и инвалидов в жизни общества

Перечень основных мероприятий Программы

-

-
-
-

-


-

методическое обеспечение системы социального обслуживания граждан и повышение качества социального обслуживания;

развитие полустационарного социального обслуживания населения;

развитие стационарного социального обслуживания населения;

создание и развитие социально-реабилитационных отделений для несовершеннолетних;

укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и обеспечение безопасных условий проживания в этих учреждениях;

социально-культурное обслуживание ветеранов, инвалидов и семей с детьми

Исполнители Программы

-
-













-






-












-

управление социальной защиты населения;

государственные учреждения социального обслуживания населения (далее - ГУСОН):

«Архангельский центр социального обслуживания»;

«Вилегодский комплексный центр социального обслуживания»;

«Виноградовский комплексный центр социального обслуживания»;

«Каргопольский комплексный центр социального обслуживания»;

«Коношский комплексный центр социального обслуживания»;

«Лешуконский комплексный центр социального обслуживания»;

«Няндомский комплексный центр социального обслуживания»;

«Онежский комплексный центр социального обслуживания»;

«Плесецкий комплексный центр социального обслуживания»;

«Приморский комплексный центр социального обслуживания»;

«Северодвинский комплексный центр социального обслуживания «Забота»;

«Шенкурский комплексный центр социального обслуживания»;

государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее - ГСУННСР):

«Плесецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»;

«Северодвинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко»;

«Коношский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»;

«Устьянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»;

государственные стационарные учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения (далее - ГСУСОССЗН):

«Мезенский дом-интернат малой вместимости для пожилых людей и инвалидов»;

«Емецкий дом-интернат малой вместимости для пожилых людей и инвалидов»;

«Северодвинский детский дом-интернат»;

«Солгинский дом-интернат малой вместимости для пожилых людей и инвалидов»;

«Няндомский дом-интернат для престарелых и инвалидов»;

«Артемьевский дом-интернат малой вместимости для пожилых людей и инвалидов»;

«Устьянский дом-интернат малой вместимости для пожилых людей и инвалидов»;

организации, определяемые на конкурсной основе

Объемы
и источники финансирования Программы



-

объем финансирования Программы составляет 26512,7 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета - 26512,7 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

-

-

-

-

-


-


-

создание условий для временного проживания не менее 380 пожилых граждан в год;

увеличение объема временного социального обслуживания населения Архангельской области до 50 % от потребности;

создание условий для дневного пребывания дополнительно не менее 400 пожилых граждан в год;

создание условий для стационарного социального обслуживания дополнительно не менее 90 граждан в год;

социальная реабилитация не менее 100 несовершеннолетних в Лешуконском и Вилегодском районах Архангельской области;

расширение перечня социальных услуг, оказываемых престарелым гражданам, проживающим в отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктах Архангельской области;

установка в 11 учреждениях социального обслуживания населения пожарно-охранной сигнализации, обеспечение безопасных условий проживания;

обеспечение доступности социально-культурных услуг не менее 3500 гражданам, нуждающимся в особой заботе государства

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется управлением социальной защиты населения и Архангельским областным Собранием депутатов


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


В связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по социальному обслуживанию граждан, а также полномочия в сфере регулирования социального обслуживания и расходные обязательства по нему с 1 января 2005 года переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Использование программно-целевого подхода к решению проблем социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, семей социального риска и несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, позволит решить проблемы:

- социального обслуживания не менее 380 пожилых граждан, нуждающихся во временном проживании;

- создания условий для дневного пребывания в ГУСОН «Коношский комплексный центр социального обслуживания» не менее 400 пожилых граждан; создания условий для стационарного социального обслуживания дополнительно не менее 90 граждан и ликвидации очередности в стационарные учреждения социального обслуживания общего типа;

- создания в Лешуконском и Вилегодском районах Архангельской области социально-реабилитационных отделений для ежегодной социальной реабилитации не менее 100 несовершеннолетних;

- обеспечения доступности социальных услуг гражданам, обслуживаемым на дому отделениями социального обслуживания, проживающим в отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктах Виноградовского, Коношского, Мезенского, Онежского, Приморского, Шенкурского, Лешуконского районов и г. Архангельска;

- обеспечения безопасных условий проживания в 11 учреждениях социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием граждан;

- обеспечения доступности социально-культурных услуг не менее 3500 гражданам, нуждающимся в особой заботе государства.

Путями решения проблемы развития социального обслуживания являются:

- развитие полустационарного и стационарного социального обслуживания (отделения дневного пребывания, отделения временного проживания);

- развитие социального обслуживания несовершеннолетних;

- укрепление материально-технической базы учреждений.

Программа позволит максимально использовать возможности существующих учреждений социального обслуживания для наиболее полного обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и качественного социального обслуживания и предоставление социальных услуг.

1.1. Необходимость развития полустационарного
и стационарного социального обслуживания

С 1 января 2005 года в государственную собственность Архангельской области переданы как имущественный комплекс нестационарные и стационарные учреждения социального обслуживания населения, финансирование которых осуществлялось за счет средств местных бюджетов.

В период с 2004 года по настоящее время количество государственных учреждений социального обслуживания населения возросло с 17 до  52 учреждений.

Нестационарное и полустационарное социальное обслуживание граждан  Архангельской области в 2006 году осуществляют 19 государственных учреждений - комплексных центров социального обслуживания (далее - КЦСО), которыми на дому обслуживаются более 7000 человек и оказывается более 20 тысяч разовых социальных услуг.

Стационарное социальное обслуживание осуществляют 23 государственных стационарных учреждения социального обслуживания на 2865 мест.

Несмотря на возросшее количество учреждений и число обслуживаемых ими граждан, имеющаяся сеть учреждений социального обслуживания далеко не в полной мере удовлетворяет возрастающие потребности населения в различных формах социального обслуживания.

В очереди на полустационарное социальное обслуживание находится более 450 граждан, в стационарные учреждения социального обслуживания - более 500 человек, в том числе в дома-интернаты общего профиля - 50 человек.

Для удовлетворения потребности населения в различных видах и формах социального обслуживания необходимо создание не менее 20 отделений временного проживания пожилых граждан, создание дополнительно не менее 500 мест в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Программой предусматриваются количественное и качественное развитие системы полустационарного и стационарного социального обслуживания, создание безопасных благоприятных условий проживания граждан в учреждениях с круглосуточным пребыванием.

Необходимость развития полустационарного социального обслуживания обусловлена тем, что данная форма позволяет поддержать полноценное проживание ветеранов и инвалидов, нуждающихся во временном социальном обслуживании, с последующим возвращением домой. Полустационарные отделения позволяют шире, чем закрытые стационарные учреждения, привлекать добровольцев, общественные объединения и благотворительные организации к обслуживанию граждан на дому.

В первую очередь необходимо решение проблемы ухода за гражданами, находящимися на социальных койках и нуждающимися во временном уходе и социальном обслуживании. В лечебно-профилактических учреждениях Архангельской области на 1 января 2006 года функционировало 417 коек сестринского ухода (социальных коек). Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области на 2006 год, утвержденной постановлением главы администрации Архангельской области от 24 октября 2005 года N 191, финансирование коек сестринского ухода не предусмотрено, поэтому койки сестринского ухода в лечебно-профилактических учреждениях будут сокращаться. Это приведет в 2007 году к значительному увеличению количества граждан, нуждающихся во временном социальном обслуживании.

Решить данную проблему возможно путем развертывания с 1 января 2007 года отделений временного проживания (далее - ОВП) на базе передаваемых органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области лечебно-профилактических учреждений. Граждане, нуждающиеся во временном уходе, в ОВП смогут получать бесплатное социально-медицинское обслуживание сроком до 6 месяцев.

На сегодня в Архангельской области функционирует 5 ОВП в составе ГУСОН «Верхнетоемский комплексный центр социального обслуживания», «Новодвинский комплексный центр социального обслуживания», «Вилегодский комплексный центр социального обслуживания», «Коряжемский комплексный центр социального обслуживания» и «Красноборский комплексный центр социального обслуживания».

В 2007 году на базе передаваемых из муниципальной собственности в областную государственную собственность зданий предполагается создание 8 отделений временного проживания на 190 мест в составе КЦСО в городах Каргополе, Няндоме, Северодвинске, Новодвинске, поселке Климовское Коношского района, деревне Заостровье Приморского района, поселке Рязаново Виноградовского района, поселке Савинском Плесецкого района Архангельской области. С учетом проживания одного гражданина в названных отделениях не более 6 месяцев в году создаваемые отделения позволят предоставить полустационарное социальное обслуживание не менее 380 гражданам ежегодно.

Создание в 2007 году отделения дневного пребывания пожилых граждан при ГУСОН «Коношский комплексный центр социального обслуживания» позволит предоставить социальные, социально-бытовые и социально-культурные услуги не менее 400 пожилым гражданам Коношского района Архангельской области.

Необходимость развития стационарного социального обслуживания связана с тем, что данная форма предусматривает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха.

Стационарное социальное обслуживание развивалась в последние годы наиболее интенсивно. Стационарные учреждения (дома-интернаты) открывались и профилировались в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением граждан, нуждающихся в стационарном обслуживании.

Очередность в дома-интернаты общего профиля в 2005 году снизилась более чем в 3 раза, что позволяет полностью удовлетворить в 2007 году существующую потребность граждан в получении стационарного социального обслуживания в учреждениях общего типа путем создания в составе действующих государственных стационарных учреждениях двух отделений временного проживания.

Указанные отделения предполагается создать в составе государственных учреждений социального обслуживания населения системы социальной защиты населения «Мезенский дом-интернат малой вместимости» и «Емецкий дом-интернат малой вместимости» на базе передаваемых из муниципальной собственности в областную государственную собственность зданий бывшего детского сада в поселке Каменка Мезенского района и бывшей Брин-Наволоцкой амбулатории в Холмогорском районе Архангельской области.

     

1.2. Необходимость развития социального обслуживания несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации

В Архангельской области в настоящее время имеются несколько типов учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Это государственные специализированные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и отделения в составе КЦСО.

В них временно проживают дети и подростки из семей социального риска, безнадзорные дети и подростки, ушедшие из семьи. Несовершеннолетние, в отношении родителей которых рассматривается вопрос о лишении или ограничении родительских прав, проходят курс социальной, педагогической и психологической реабилитации. После проведения реабилитации ребенок либо возвращается в свою семью, либо передается в опекунскую или приемную семью, направляется в интернат.

В настоящее время в ведении управления социальной защиты населения имеются следующие государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей:

- 10 социально-реабилитационных центров (в городах Архангельске, Северодвинске, Котласе, в Вельском, Каргопольском, Коношском, Котласском, Плесецком, Приморском, Устьянском районах Архангельской области);

- 2 отделения в составе ГУСОН «Верхнетоемский комплексный центр социального обслуживания» и «Новодвинский комплексный центр социального обслуживания».

Для решения вопросов социального обслуживания семьи и детей необходимо открытие в каждом муниципальном образовании социально-реабилитационных центров или отделений по работе с несовершеннолетними.

Учитывая наличие КЦСО на территории практически каждого муниципального образования, наиболее перспективным и наименее затратным является создание отделений по работе с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации, в составе КЦСО.

В 2007 году в составе ГУСОН «Лешуконский комплексный центр социального обслуживания» и «Вилегодский комплексный центр социального обслуживания» предполагается создание отделений по работе с несовершеннолетними на базе зданий, передаваемых из муниципальной собственности в областную государственную собственность.

Необходимость создания отделений по работе с несовершеннолетними в этих районах Архангельской области продиктована прежде всего удаленностью и труднодоступностью сельских территорий районов, отсутствием развитой социальной инфраструктуры, а также высокой долей участия органов местного самоуправления в решении проблемы. Предлагаемые к передаче здания находятся в хорошем техническом состоянии, муниципальными органами получены необходимые согласования с органами санитарно-эпидемио-логического и пожарного надзора на открытие учреждений данного типа.

Учитывая ограниченные возможности сметного финансирования ГУСОН «Лешуконский комплексный центр социального обслуживания» и «Вилегодский комплексный центр социального обслуживания» на проведение косметического ремонта и оснащение оборудованием создаваемых отделений, данную проблему необходимо решать путем включения этих мероприятий в Программу.

1.3. Необходимость развития социально-культурного обслуживания


Участие пожилых граждан и инвалидов в социокультурных мероприятиях, посвященных памятным датам в истории Отечества и общероссийским праздникам, является одним из видов социального обслуживания. Социально-культурное обслуживание граждан направлено на преодоление «социального сиротства», способствует общению одиноких пожилых людей и инвалидов, продлению активного долголетия. Решение вопросов социально-культурного обслуживания граждан программными методами обеспечивает комплексный подход в обслуживании граждан как нестационарными, так и стационарными видами социального обслуживания, а также социального обслуживания несовершеннолетних граждан и семей с детьми-инвалидами.

Реализация Программы в 2007 году приведет к количественному и качественному развитию системы полустационарного и стационарного социального обслуживания, созданию безопасных благоприятных условий проживания граждан в учреждениях с круглосуточным пребыванием, снижению остроты проблемы одиночества пожилых граждан - «социального сиротства», позволит обеспечить в ближайшей перспективе предоставление новых видов социальных услуг, формирование комплексного подхода в организации социально-культурного обслуживания граждан, в том числе семей с детьми-инвалидами.

2. Цель, задачи и срок реализации Программы

Целью Программы является обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и качественного социального обслуживания и предоставление социальных услуг.

Задачи Программы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»