Необходимость создания Программы связана с тем, что ее реализация позволит максимально использовать возможности науки для устойчивого социально-экономического развития области, укрепления и наращивания ее экономического и интеллектуального потенциала, обеспечения безопасности в условиях развития рыночных отношений, осуществления демократических преобразований. Пути решения проблемы развития науки: обеспечение многоканального и адресного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов, выполняемых на высоком научном уровне, сохранение и развитие научных кадров, развитие фундаментальной науки, создание условий для развития и продвижения инновационных технологий.
В предстоящий период перед учреждениями науки, высшего и среднего профессионального образования Архангельской области стоят задачи научного и кадрового обеспечения экономических и социальных программ развития Архангельской области.
Фундаментальные и прикладные исследования в Архангельской области (по заказу исполнительных органов государственной власти Архангельской области) будут развиваться по следующим приоритетным направлениям:
- использование программно-целевого подхода к решению проблем социально-экономического развития области;
- комплексные исследования систем управления социально-экономическими процессами, территориями, предприятиями с последующей выработкой рекомендаций по повышению качества управления;
- развитие инновационной деятельности в социально-экономической сфере региона (создание инновационных кластеров, центра трансфера технологий, технопарков, бизнес-инкубаторов и т. д.);
- исследование вопросов обеспечения безопасности Архангельской области на основе количественной оценки радиационных, химических и экологических рисков;
- разработка экологически безопасных, научно обоснованных технологий разведки и промышленного освоения природных богатств Поморского Севера;
- организация системы неистощительного и рационального лесопользования на территории Архангельской области;
- продвижение современных эффективных и экологичных технологий утилизации и переработки радиоактивных и промышленных отходов;
- развитие технологий двойного применения и конверсии предприятий оборонно-промышленного комплекса;
- разработка и промышленное освоение нетрадиционной энергетики, энергоэффективных и энергосберегающих технологий;
- создание современной транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
- исследования биоразнообразия Севера и северных морей, развитие Северного морского пути;
- разработка геобиосферных показателей и проведение соответствующих исследований в условиях пограничной северной зоны;
- организация и формирование регионального продовольственного рынка;
- исследование и формирование интегрированных показателей общественного здоровья населения, развитие лечебно-диагностических ресурсосберегающих технологий, высокотехнологичных методов лечения и телемедицинских технологий;
- комплексные исследования социально-экономического, политического и историко-культурного развития Русского Севера;
- разработка и осуществление комплексной системы социального устройства и защиты населения, программы социальной работы и социальной помощи населению Архангельской области;
- разработка и реализация первого этапа системы мер по подготовке и проведению 295-летнего и 300-летнего юбилеев М.В. Ломоносова.
Дальнейшее развитие системы профессионального образования в Архангельской области, как и в других субъектах Российской Федерации, будет проходить в условиях постепенного сокращения федерального финансирования, в том числе в связи с передачей финансирования большинства учреждений начального и среднего профессионального образования из областного бюджета. Этот фактор, как и необходимость дальнейшего развития основных отраслей экономики и социальной сферы области неизбежно приведут к изменению структуры и объемов подготовки кадров, особенно с начальным и средним профессиональным образованием.
Следствием этого должно стать формирование государственного областного заказа на подготовку кадров за счет бюджетных средств, а также развитие системы непрерывного профессионального образования, в том числе путем интеграции образовательных учреждений различных уровней. Кроме того, в процессе подготовки кадров значительно возрастет роль работодателей, которые должны систематически вкладывать средства в развитие учреждений профессионального образования.