Недействующий

О социально-экономической целевой программе Архангельской области «Развитие науки, высшего и среднего профессионального образования в Архангельской области на 2006 - 2008 годы» (Утратило силу на основании Областного закона от 5 июня 2013 года N 693-40-ОЗ)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Необходимость создания Программы связана с тем, что ее реализация позволит максимально использовать возможности науки для устойчивого социально-экономического развития области, укрепления и наращивания ее экономического и интеллектуального потенциала, обеспечения безопасности в условиях развития рыночных отношений, осуществления демократических преобразований. Пути решения проблемы развития науки: обеспечение многоканального и адресного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов, выполняемых на высоком научном уровне, сохранение и развитие научных кадров, развитие фундаментальной науки, создание условий для развития и продвижения инновационных технологий.

В предстоящий период перед учреждениями науки, высшего и среднего профессионального образования Архангельской области стоят задачи научного и кадрового обеспечения экономических и социальных программ развития Архангельской области.

Фундаментальные и прикладные исследования в Архангельской области (по заказу исполнительных органов государственной власти Архангельской области) будут развиваться по следующим приоритетным направлениям:

- использование программно-целевого подхода к решению проблем социально-экономического развития области;

- комплексные исследования систем управления социально-экономическими процессами, территориями, предприятиями с последующей выработкой рекомендаций по повышению качества управления;

- развитие инновационной деятельности в социально-экономической сфере региона (создание инновационных кластеров, центра трансфера технологий, технопарков, бизнес-инкубаторов и т. д.);

- исследование вопросов обеспечения безопасности Архангельской области на основе количественной оценки радиационных, химических и экологических рисков;

- разработка экологически безопасных, научно обоснованных технологий разведки и промышленного освоения природных богатств Поморского Севера;

- организация системы неистощительного и рационального лесопользования на территории Архангельской области;

- продвижение современных эффективных и экологичных технологий утилизации и переработки радиоактивных и промышленных отходов;

- развитие технологий двойного применения и конверсии предприятий оборонно-промышленного комплекса;

- разработка и промышленное освоение нетрадиционной энергетики, энергоэффективных и энергосберегающих технологий;

- создание современной транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;

- исследования биоразнообразия Севера и северных морей, развитие Северного морского пути;

- разработка геобиосферных показателей и проведение соответствующих исследований в условиях пограничной северной зоны;

- организация и формирование регионального продовольственного рынка;

- исследование и формирование интегрированных показателей общественного здоровья населения, развитие лечебно-диагностических ресурсосберегающих технологий, высокотехнологичных методов лечения и телемедицинских технологий;

- комплексные исследования социально-экономического, политического и историко-культурного развития Русского Севера;

- разработка и осуществление комплексной системы социального устройства и защиты населения, программы социальной работы и социальной помощи населению Архангельской области;

- разработка и реализация первого этапа системы мер по подготовке и проведению 295-летнего и 300-летнего юбилеев М.В. Ломоносова.

Дальнейшее развитие системы профессионального образования в Архангельской области, как и в других субъектах Российской Федерации, будет проходить в условиях постепенного сокращения федерального финансирования, в том числе в связи с передачей финансирования большинства учреждений начального и среднего профессионального образования из областного бюджета. Этот фактор, как и необходимость дальнейшего развития основных отраслей экономики и социальной сферы области неизбежно приведут к изменению структуры и объемов подготовки кадров, особенно с начальным и средним профессиональным образованием.

Следствием этого должно стать формирование государственного областного заказа на подготовку кадров за счет бюджетных средств, а также развитие системы непрерывного профессионального образования, в том числе путем интеграции образовательных учреждений различных уровней. Кроме того, в процессе подготовки кадров значительно возрастет роль работодателей, которые должны систематически вкладывать средства в развитие учреждений профессионального образования.