Недействующий

О социально-экономической целевой программе Архангельской области «Развитие общего образования и воспитание детей» на 2006 - 2008 годы (с изменениями на 12 декабря 2007 года) (Утратил силу на основании Областного закона от 14 ноября 2014 года N 207-12-ОЗ)


1.  Содержание   проблемы  и  обоснование необходимости
ее решения программными  методами


Программа разработана в целях улучшения условий для получения качественного образования и развития детей в образовательных учреждениях области, формирования социально активной личности.

За последние четыре года произошла стабилизация ситуации в системе образования области. Прекратился процесс закрытия детских дошкольных учреждений. Принятые организационно-экономические меры (реорганизация дошкольных учреждений в структурные подразделения школ, открытие групп кратковременного пребывания, социальных и круглосуточных групп, предоставление льгот малообеспеченным семьям и прочее) позволили в 2004 году увеличить охват системой дошкольного образования детей от 1 до 7 лет до 77,3 % (2001 год - 61,6 %). Вместе с тем по причине отсутствия необходимого оборудования коррекционной помощью охвачено только 34 % нуждающихся в ней детей дошкольного возраста.

Не сокращается количество детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении. В то же время образовательные учреждения испытывают дефицит  учебно-технического оборудования для коррекционного обучения  детей, имеющих проблемы здоровья и развития.

Удалось  сохранить  сеть  общеобразовательных учреждений. Но в связи с сокращением численности детей школьного возраста произошло некоторое уменьшение числа начальных общеобразовательных и основных общеобразовательных школ как юридических лиц, прежде всего в сельской местности, многие из них стали структурными подразделениями средних общеобразовательных школ. Сеть средних общеобразовательных школ остается стабильной, что обеспечивает гарантии получения среднего (полного) общего образования   всем желающим. В области созданы и функционируют различные виды общеобразовательных учреждений: лицеи, гимназии, общеобразовательные  школы с углубленным изучением предметов.

Принимаются меры по обеспечению доступности образования: обучающиеся  из малоимущих семей обеспечиваются бесплатным или льготным питанием, школьными принадлежностями, учебниками. В значительной степени через систему «школьных автобусов» в области решена проблема перевозки к месту учебы 6,6 тыс. детей. Работают 69 пришкольных интернатов, в которых проживают около 1600 человек, функционируют специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных школах и т. д. Принимаемые меры позволяют сохранить тенденцию уменьшения количества детей «вне образования». Вместе с тем отсутствие в 2005 году в областном бюджете средств на софинансирование проектов «Школьный учебник», «Школьный автобус» и других  вновь обострило проблему обеспечения конституционного права граждан на образование.

Современная компьютерная техника поставлена в 243 средние общеобразовательные  школы, во все школы-интернаты и детские дома. Ежегодно на учебники для малообеспеченных детей из областного бюджета направляется более 3 млн. рублей. Два года осуществлялась поставка мебели в образовательные учреждения, в 2002 году 15 общеобразовательных учреждений получили оборудование для кабинетов химии. Однако принимаемые меры не позволили решить полностью проблему укрепления и обновления материально-технической и учебно-материальной базы образовательных учреждений, продолжающих испытывать потребность в компьютерной и иной оргтехнике, автобусах, учебниках, учебно-лабораторном оборудовании для обучения физике, химии, биологии, в лингафонном оборудовании для обучения иностранным языкам, инвентаре для занятий физической культурой и спортом.

В целях улучшения системы общего образования и повышения его качества в Архангельской области проводится ряд федеральных экспериментов:

– по совершенствованию структуры и содержания общего образования;

– по введению единого государственного экзамена;

– по введению системы предпрофильного и профильного обучения.  

Внедряются новые образовательные технологии, и прежде всего информационные. Переход на новые программы, учебники, повышение квалификации учителей с целью подготовки к переходу на новые государственные образовательные стандарты позволили обеспечить  получение  большинством   учащихся   школ достаточно   высокого  уровня  школьного  образования. Объективным  подтверждением  тому  являются  результаты участия общеобразовательных учреждений области в  федеральном эксперименте по введению единого государственного  экзамена. За три года на эти цели получено финансирование и оборудование  более чем на 15 млн. рублей из федерального бюджета. Для перевода эксперимента в штатный режим требуются обновление учебно-материальной базы, современное информационное и методическое обеспечение работы педагогов. Для  организации доступа к областным, российским и мировым информационным ресурсам, установления оперативной электронной связи необходимо создание единой образовательной мультисервисной сети.

Департаментом образования и науки Архангельской области ежегодно проводится цикл мероприятий с детьми и педагогами: стали традиционными акция «Я - гражданин России», фестиваль телевидения, радио и прессы «Голос моря», слеты патриотических объединений, научно-исследовательская конференция старшеклассников «Юность. Наука. Культура» - всего более 50 мероприятий в год. Проведение различных образовательных мероприятий гражданско-правовой, патриотической, экологической направленности для детей и педагогов, организация работы с одаренными детьми создают возможности для развития их творческого потенциала и формирования социальной активности.

Для   закрепления  позитивных  изменений, происходящих  в  сфере  образования, необходимо  реализовать  комплекс мер, направленных  на  решение  проблем, которые  в настоящее  время  существуют  в  отрасли:

– многие дети не могут получить качественное образование по причине ослабленного здоровья и врожденных физических недостатков;

– большое  число  школьников  проживает  на  значительном  расстоянии  от  места  обучения;

– материальное  положение  определенной  категории семей  не  позволяет  им  обеспечить  своих детей  всем  необходимым  для  обучения, в том  числе и учебниками;

– нельзя признать  удовлетворительным  состояние  учебно-материальной базы многих  образовательных учреждений;

– необходимо продолжить  работу  по  методическому обеспечению  специалистов;

– требует совершенствования и расширения система мер, направленных на формирование личности ребенка.

Для решения этих проблем необходим комплексный подход с использованием программных методов.