Программа разработана в целях улучшения условий для получения качественного образования и развития детей в образовательных учреждениях области, формирования социально активной личности.
За последние четыре года произошла стабилизация ситуации в системе образования области. Прекратился процесс закрытия детских дошкольных учреждений. Принятые организационно-экономические меры (реорганизация дошкольных учреждений в структурные подразделения школ, открытие групп кратковременного пребывания, социальных и круглосуточных групп, предоставление льгот малообеспеченным семьям и прочее) позволили в 2004 году увеличить охват системой дошкольного образования детей от 1 до 7 лет до 77,3 % (2001 год - 61,6 %). Вместе с тем по причине отсутствия необходимого оборудования коррекционной помощью охвачено только 34 % нуждающихся в ней детей дошкольного возраста.
Не сокращается количество детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении. В то же время образовательные учреждения испытывают дефицит учебно-технического оборудования для коррекционного обучения детей, имеющих проблемы здоровья и развития.
Удалось сохранить сеть общеобразовательных учреждений. Но в связи с сокращением численности детей школьного возраста произошло некоторое уменьшение числа начальных общеобразовательных и основных общеобразовательных школ как юридических лиц, прежде всего в сельской местности, многие из них стали структурными подразделениями средних общеобразовательных школ. Сеть средних общеобразовательных школ остается стабильной, что обеспечивает гарантии получения среднего (полного) общего образования всем желающим. В области созданы и функционируют различные виды общеобразовательных учреждений: лицеи, гимназии, общеобразовательные школы с углубленным изучением предметов.
Принимаются меры по обеспечению доступности образования: обучающиеся из малоимущих семей обеспечиваются бесплатным или льготным питанием, школьными принадлежностями, учебниками. В значительной степени через систему «школьных автобусов» в области решена проблема перевозки к месту учебы 6,6 тыс. детей. Работают 69 пришкольных интернатов, в которых проживают около 1600 человек, функционируют специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных школах и т. д. Принимаемые меры позволяют сохранить тенденцию уменьшения количества детей «вне образования». Вместе с тем отсутствие в 2005 году в областном бюджете средств на софинансирование проектов «Школьный учебник», «Школьный автобус» и других вновь обострило проблему обеспечения конституционного права граждан на образование.
Современная компьютерная техника поставлена в 243 средние общеобразовательные школы, во все школы-интернаты и детские дома. Ежегодно на учебники для малообеспеченных детей из областного бюджета направляется более 3 млн. рублей. Два года осуществлялась поставка мебели в образовательные учреждения, в 2002 году 15 общеобразовательных учреждений получили оборудование для кабинетов химии. Однако принимаемые меры не позволили решить полностью проблему укрепления и обновления материально-технической и учебно-материальной базы образовательных учреждений, продолжающих испытывать потребность в компьютерной и иной оргтехнике, автобусах, учебниках, учебно-лабораторном оборудовании для обучения физике, химии, биологии, в лингафонном оборудовании для обучения иностранным языкам, инвентаре для занятий физической культурой и спортом.
В целях улучшения системы общего образования и повышения его качества в Архангельской области проводится ряд федеральных экспериментов:
– по совершенствованию структуры и содержания общего образования;
– по введению единого государственного экзамена;
– по введению системы предпрофильного и профильного обучения.
Внедряются новые образовательные технологии, и прежде всего информационные. Переход на новые программы, учебники, повышение квалификации учителей с целью подготовки к переходу на новые государственные образовательные стандарты позволили обеспечить получение большинством учащихся школ достаточно высокого уровня школьного образования. Объективным подтверждением тому являются результаты участия общеобразовательных учреждений области в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена. За три года на эти цели получено финансирование и оборудование более чем на 15 млн. рублей из федерального бюджета. Для перевода эксперимента в штатный режим требуются обновление учебно-материальной базы, современное информационное и методическое обеспечение работы педагогов. Для организации доступа к областным, российским и мировым информационным ресурсам, установления оперативной электронной связи необходимо создание единой образовательной мультисервисной сети.
Департаментом образования и науки Архангельской области ежегодно проводится цикл мероприятий с детьми и педагогами: стали традиционными акция «Я - гражданин России», фестиваль телевидения, радио и прессы «Голос моря», слеты патриотических объединений, научно-исследовательская конференция старшеклассников «Юность. Наука. Культура» - всего более 50 мероприятий в год. Проведение различных образовательных мероприятий гражданско-правовой, патриотической, экологической направленности для детей и педагогов, организация работы с одаренными детьми создают возможности для развития их творческого потенциала и формирования социальной активности.
Для закрепления позитивных изменений, происходящих в сфере образования, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на решение проблем, которые в настоящее время существуют в отрасли:
– многие дети не могут получить качественное образование по причине ослабленного здоровья и врожденных физических недостатков;
– большое число школьников проживает на значительном расстоянии от места обучения;
– материальное положение определенной категории семей не позволяет им обеспечить своих детей всем необходимым для обучения, в том числе и учебниками;
– нельзя признать удовлетворительным состояние учебно-материальной базы многих образовательных учреждений;
– необходимо продолжить работу по методическому обеспечению специалистов;
– требует совершенствования и расширения система мер, направленных на формирование личности ребенка.
Для решения этих проблем необходим комплексный подход с использованием программных методов.