(с изменениями на 12 декабря 2007 года)
____________________________________________________________
Утратил силу на основании Областного закона
от 14 ноября 2014 года N 207-12-ОЗ
____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Областным законом от 19 октября 2006 года N 237-внеоч.-ОЗ;
Областным законом от 31 октября 2007 года N 425-21-ОЗ (газета "Волна" от 16 ноября 2007 года N 89 (1101));
Областным законом от 12 декабря 2007 года N 470-23-ОЗ (газета "Волна" от 25 декабря 2007 года N 100 (1112)).
_____________________________________________________________________
Статья 1.
Утвердить социально-экономическую целевую программу Архангельской области «Развитие общего образования и воспитание детей» на 2006 - 2008 годы согласно приложению к настоящему областному закону.
Статья 2.
Органу управления финансами Архангельской области предусматривать средства для реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие общего образования и воспитание детей» на 2006 - 2008 годы при составлении проектов областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 3.
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
Глава администрации области
Н.И. Киселев
г. Архангельск
9 ноября 2005 г.
N 100-6-ОЗ
Приложение
к областному закону
от 9 ноября 2005 года N 100-6-ОЗ
(в редакции Областного закона
от 12 декабря 2007 года N 470-23-ОЗ -
см. предыдущую редакцию)
Социально-экономическая целевая программа Архангельской области
«Развитие общего образования и воспитание детей»
на 2006 - 2008 годы
_____________________________________________________________________
По тексту приложения слова «департамент образования и науки администрации области» в соответствующем падеже заменены словами «департамент образования и науки Архангельской области» в соответствующем падеже на основании Областного закона от 31 октября 2007 года N 425-21-ОЗ.
_____________________________________________________________________
Наименование программы | - | социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Развитие общего образования и воспитание детей» на 2006 - 2008 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - | распоряжение главы администрации Архангельской области от 24 июня 2005 года N 612р «О разработке социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие общего образования и воспитание детей» на 2006 - 2008 годы» |
Государственный заказчик Программы | - | департамент образования и науки Архангельской области |
Основные разработчики Программы | - | департамент образования и науки Архангельской области |
Цели Программы | - | создание условий для обеспечения конституционных гарантий прав детей на образование; |
Задачи Программы | - | укрепление учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений; |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2006 - 2008 годы, Программа реализуется в один этап |
Перечень основных мероприятий Программы | - | проведение диагностических и коррекционных мероприятий по оказанию помощи детям с проблемами в развитии; |
Исполнители Программы | - | департамент образования и науки Архангельской области; (дефис второй дополнительно включен на основании Областного закона от 31 октября 2007 года N 425-21-ОЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования - 109753,0 тыс. рублей, в том числе: |
(строка в редакции Областного закона от 31 октября 2006 года N 425-21-ОЗ - см. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | улучшение условий обучения; |
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом образования и науки Архангельской области и Архангельским областным Собранием депутатов | |
(строка в редакции Областного закона от 31 октября 2006 года N 425-21-ОЗ - см. предыдущую редакцию) |
Программа разработана в целях улучшения условий для получения качественного образования и развития детей в образовательных учреждениях области, формирования социально активной личности.
За последние четыре года произошла стабилизация ситуации в системе образования области. Прекратился процесс закрытия детских дошкольных учреждений. Принятые организационно-экономические меры (реорганизация дошкольных учреждений в структурные подразделения школ, открытие групп кратковременного пребывания, социальных и круглосуточных групп, предоставление льгот малообеспеченным семьям и прочее) позволили в 2004 году увеличить охват системой дошкольного образования детей от 1 до 7 лет до 77,3 % (2001 год - 61,6 %). Вместе с тем по причине отсутствия необходимого оборудования коррекционной помощью охвачено только 34 % нуждающихся в ней детей дошкольного возраста.
Не сокращается количество детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении. В то же время образовательные учреждения испытывают дефицит учебно-технического оборудования для коррекционного обучения детей, имеющих проблемы здоровья и развития.
Удалось сохранить сеть общеобразовательных учреждений. Но в связи с сокращением численности детей школьного возраста произошло некоторое уменьшение числа начальных общеобразовательных и основных общеобразовательных школ как юридических лиц, прежде всего в сельской местности, многие из них стали структурными подразделениями средних общеобразовательных школ. Сеть средних общеобразовательных школ остается стабильной, что обеспечивает гарантии получения среднего (полного) общего образования всем желающим. В области созданы и функционируют различные виды общеобразовательных учреждений: лицеи, гимназии, общеобразовательные школы с углубленным изучением предметов.
Принимаются меры по обеспечению доступности образования: обучающиеся из малоимущих семей обеспечиваются бесплатным или льготным питанием, школьными принадлежностями, учебниками. В значительной степени через систему «школьных автобусов» в области решена проблема перевозки к месту учебы 6,6 тыс. детей. Работают 69 пришкольных интернатов, в которых проживают около 1600 человек, функционируют специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных школах и т. д. Принимаемые меры позволяют сохранить тенденцию уменьшения количества детей «вне образования». Вместе с тем отсутствие в 2005 году в областном бюджете средств на софинансирование проектов «Школьный учебник», «Школьный автобус» и других вновь обострило проблему обеспечения конституционного права граждан на образование.
Современная компьютерная техника поставлена в 243 средние общеобразовательные школы, во все школы-интернаты и детские дома. Ежегодно на учебники для малообеспеченных детей из областного бюджета направляется более 3 млн. рублей. Два года осуществлялась поставка мебели в образовательные учреждения, в 2002 году 15 общеобразовательных учреждений получили оборудование для кабинетов химии. Однако принимаемые меры не позволили решить полностью проблему укрепления и обновления материально-технической и учебно-материальной базы образовательных учреждений, продолжающих испытывать потребность в компьютерной и иной оргтехнике, автобусах, учебниках, учебно-лабораторном оборудовании для обучения физике, химии, биологии, в лингафонном оборудовании для обучения иностранным языкам, инвентаре для занятий физической культурой и спортом.
В целях улучшения системы общего образования и повышения его качества в Архангельской области проводится ряд федеральных экспериментов:
– по совершенствованию структуры и содержания общего образования;
– по введению единого государственного экзамена;
– по введению системы предпрофильного и профильного обучения.
Внедряются новые образовательные технологии, и прежде всего информационные. Переход на новые программы, учебники, повышение квалификации учителей с целью подготовки к переходу на новые государственные образовательные стандарты позволили обеспечить получение большинством учащихся школ достаточно высокого уровня школьного образования. Объективным подтверждением тому являются результаты участия общеобразовательных учреждений области в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена. За три года на эти цели получено финансирование и оборудование более чем на 15 млн. рублей из федерального бюджета. Для перевода эксперимента в штатный режим требуются обновление учебно-материальной базы, современное информационное и методическое обеспечение работы педагогов. Для организации доступа к областным, российским и мировым информационным ресурсам, установления оперативной электронной связи необходимо создание единой образовательной мультисервисной сети.
Департаментом образования и науки Архангельской области ежегодно проводится цикл мероприятий с детьми и педагогами: стали традиционными акция «Я - гражданин России», фестиваль телевидения, радио и прессы «Голос моря», слеты патриотических объединений, научно-исследовательская конференция старшеклассников «Юность. Наука. Культура» - всего более 50 мероприятий в год. Проведение различных образовательных мероприятий гражданско-правовой, патриотической, экологической направленности для детей и педагогов, организация работы с одаренными детьми создают возможности для развития их творческого потенциала и формирования социальной активности.
Для закрепления позитивных изменений, происходящих в сфере образования, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на решение проблем, которые в настоящее время существуют в отрасли:
– многие дети не могут получить качественное образование по причине ослабленного здоровья и врожденных физических недостатков;
– большое число школьников проживает на значительном расстоянии от места обучения;
– материальное положение определенной категории семей не позволяет им обеспечить своих детей всем необходимым для обучения, в том числе и учебниками;
– нельзя признать удовлетворительным состояние учебно-материальной базы многих образовательных учреждений;
– необходимо продолжить работу по методическому обеспечению специалистов;
– требует совершенствования и расширения система мер, направленных на формирование личности ребенка.
Для решения этих проблем необходим комплексный подход с использованием программных методов.
Настоящая Программа разработана для достижения следующих основных целей:
– создание условий для обеспечения конституционных гарантий прав детей на образование;
– сохранение тенденций устойчивого развития образовательных учреждений области;
– создание условий для формирования личности детей и подростков.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих задач:
– укрепление учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений;
– создание условий для проведения диагностики и коррекции здоровья детей;
– создание условий для развития творчества детей и подростков, их социальной активности;
– участие в федеральных целевых программах в области образования.
Программа взаимосвязана с федеральными целевыми программами «Дети России» (подпрограммы «Дети Севера», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), Федеральной программой развития образования. Взаимосвязь с данными программами осуществляется посредством заключения государственных контрактов с Федеральным агентством по образованию, направления заявок в дирекцию федеральной целевой программы «Дети России» с последующим выделением из федерального бюджета средств на выполнение работ или оборудование указанным в заявках учреждениям.
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2006 до 2008 года включительно. Программа реализуется в один этап.
Для достижения целей Программы должны быть выполнены следующие основные мероприятия:
– проведение диагностических и коррекционных мероприятий по оказанию помощи детям с проблемами в развитии;
– обеспечение образовательных учреждений учебно-лабораторным, медицинским и другим оборудованием;
– реализация мер по поддержке талантливых детей, развитию их социальной активности и детского творчества.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 109753,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 62341,5 тыс. рублей, местных бюджетов - 34971,5 тыс. рублей, федерального бюджета - 9800,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 2640,0 тыс. рублей.
(абзац в редакции Областного закона от 31 октября 2006 года N 425-21-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы муниципальных образований Архангельской области определяется соглашениями (договорами, контрактами) о намерениях между государственным заказчиком Программы и соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области. Условия соглашений (договоров, контрактов) по финансированию и участию в Программе подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.