Недействующий


АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
четвертого созыва (шестая сессия)

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О социально-экономической целевой программе Архангельской
области «Развитие общего образования и воспитание детей»
на 2006 - 2008 годы

(с изменениями на 12 декабря 2007 года)
____________________________________________________________
Утратил силу на основании Областного закона
от 14 ноября 2014 года N 207-12-ОЗ

____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Областным законом от 19 октября 2006 года N 237-внеоч.-ОЗ;

Областным законом от 31 октября 2007 года N 425-21-ОЗ (газета "Волна" от 16 ноября 2007 года N 89 (1101));

Областным законом от 12 декабря 2007 года  N 470-23-ОЗ (газета "Волна" от 25 декабря 2007 года N 100 (1112)).

_____________________________________________________________________


Статья 1.

Утвердить социально-экономическую целевую программу Архангельской области «Развитие общего образования и воспитание детей» на 2006 - 2008 годы согласно приложению к настоящему областному закону.

Статья 2.  

Органу управления финансами Архангельской области предусматривать средства для реализации  социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие общего образования и воспитание детей» на 2006 -  2008 годы при составлении проектов областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год.

     Статья 3.

     Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

 Глава администрации области
                                                             Н.И. Киселев



   г. Архангельск

   9 ноября  2005 г.

   N 100-6-ОЗ


Приложение
к областному закону
от 9 ноября 2005 года N 100-6-ОЗ
(в редакции Областного закона
от 12 декабря 2007 года N 470-23-ОЗ
-
см. предыдущую редакцию)


Социально-экономическая целевая программа Архангельской области
«Развитие общего образования и воспитание детей»
на 2006 - 2008 годы

_____________________________________________________________________

По тексту приложения слова «департамент образования и науки администрации области» в соответствующем падеже заменены словами «департамент образования и науки Архангельской области» в соответствующем падеже на основании Областного закона от 31 октября 2007 года N 425-21-ОЗ.

 _____________________________________________________________________   

     

Паспорт
социально-экономической целевой программы Архангельской области
«Развитие общего образования и воспитание детей»
на 2006 - 2008 годы

Наименование программы

-

социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Развитие общего образования и воспитание детей» на 2006 - 2008 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-

распоряжение главы администрации Архангельской области от 24 июня 2005 года N 612р «О разработке социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие общего образования и воспитание детей» на 2006 - 2008 годы»

Государственный заказчик Программы

-

департамент образования и науки Архангельской области

Основные разработчики Программы

-

департамент образования и науки Архангельской области

Цели Программы

-

-

-

создание условий для обеспечения конституционных гарантий прав детей на образование;
сохранение тенденций устойчивого развития общеобразовательных учреждений области;
создание условий для формирования личности детей и подростков

Задачи Программы

-

-

-

укрепление учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений;
создание условий для проведения диагностики и коррекции здоровья детей;
создание условий для развития творчества детей и подростков, их социальной активности

Сроки и этапы реализации Программы

-

2006 - 2008 годы, Программа реализуется в один этап

Перечень основных мероприятий Программы


-

-
-

проведение диагностических и коррекционных мероприятий по оказанию помощи детям с проблемами в развитии;
обеспечение общеобразовательных учреждений оборудованием;
реализация мер по поддержке талантливых детей, развитию их социальной активности и детского творчества

Исполнители Программы

-
-

-

департамент образования и науки Архангельской области;
областные государственные образовательные учреждения;

(дефис второй дополнительно включен на основании Областного закона от 31 октября 2007 года N 425-21-ОЗ)

органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования - 109753,0 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 62341,5 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 34971,5 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 9800,0 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 2640,0 тыс. рублей

(строка в редакции Областного закона от 31 октября 2006 года N 425-21-ОЗ - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-
-
- -

улучшение условий обучения;
сохранение и укрепление здоровья детей;
повышение качества образования;
создание условий для развития детей

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом образования и науки Архангельской области и Архангельским областным Собранием депутатов

(строка в редакции Областного закона от 31 октября 2006 года N 425-21-ОЗ - см. предыдущую редакцию)


1.  Содержание   проблемы  и  обоснование необходимости
ее решения программными  методами


Программа разработана в целях улучшения условий для получения качественного образования и развития детей в образовательных учреждениях области, формирования социально активной личности.

За последние четыре года произошла стабилизация ситуации в системе образования области. Прекратился процесс закрытия детских дошкольных учреждений. Принятые организационно-экономические меры (реорганизация дошкольных учреждений в структурные подразделения школ, открытие групп кратковременного пребывания, социальных и круглосуточных групп, предоставление льгот малообеспеченным семьям и прочее) позволили в 2004 году увеличить охват системой дошкольного образования детей от 1 до 7 лет до 77,3 % (2001 год - 61,6 %). Вместе с тем по причине отсутствия необходимого оборудования коррекционной помощью охвачено только 34 % нуждающихся в ней детей дошкольного возраста.

Не сокращается количество детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении. В то же время образовательные учреждения испытывают дефицит  учебно-технического оборудования для коррекционного обучения  детей, имеющих проблемы здоровья и развития.

Удалось  сохранить  сеть  общеобразовательных учреждений. Но в связи с сокращением численности детей школьного возраста произошло некоторое уменьшение числа начальных общеобразовательных и основных общеобразовательных школ как юридических лиц, прежде всего в сельской местности, многие из них стали структурными подразделениями средних общеобразовательных школ. Сеть средних общеобразовательных школ остается стабильной, что обеспечивает гарантии получения среднего (полного) общего образования   всем желающим. В области созданы и функционируют различные виды общеобразовательных учреждений: лицеи, гимназии, общеобразовательные  школы с углубленным изучением предметов.

Принимаются меры по обеспечению доступности образования: обучающиеся  из малоимущих семей обеспечиваются бесплатным или льготным питанием, школьными принадлежностями, учебниками. В значительной степени через систему «школьных автобусов» в области решена проблема перевозки к месту учебы 6,6 тыс. детей. Работают 69 пришкольных интернатов, в которых проживают около 1600 человек, функционируют специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных школах и т. д. Принимаемые меры позволяют сохранить тенденцию уменьшения количества детей «вне образования». Вместе с тем отсутствие в 2005 году в областном бюджете средств на софинансирование проектов «Школьный учебник», «Школьный автобус» и других  вновь обострило проблему обеспечения конституционного права граждан на образование.

Современная компьютерная техника поставлена в 243 средние общеобразовательные  школы, во все школы-интернаты и детские дома. Ежегодно на учебники для малообеспеченных детей из областного бюджета направляется более 3 млн. рублей. Два года осуществлялась поставка мебели в образовательные учреждения, в 2002 году 15 общеобразовательных учреждений получили оборудование для кабинетов химии. Однако принимаемые меры не позволили решить полностью проблему укрепления и обновления материально-технической и учебно-материальной базы образовательных учреждений, продолжающих испытывать потребность в компьютерной и иной оргтехнике, автобусах, учебниках, учебно-лабораторном оборудовании для обучения физике, химии, биологии, в лингафонном оборудовании для обучения иностранным языкам, инвентаре для занятий физической культурой и спортом.

В целях улучшения системы общего образования и повышения его качества в Архангельской области проводится ряд федеральных экспериментов:

– по совершенствованию структуры и содержания общего образования;

– по введению единого государственного экзамена;

– по введению системы предпрофильного и профильного обучения.  

Внедряются новые образовательные технологии, и прежде всего информационные. Переход на новые программы, учебники, повышение квалификации учителей с целью подготовки к переходу на новые государственные образовательные стандарты позволили обеспечить  получение  большинством   учащихся   школ достаточно   высокого  уровня  школьного  образования. Объективным  подтверждением  тому  являются  результаты участия общеобразовательных учреждений области в  федеральном эксперименте по введению единого государственного  экзамена. За три года на эти цели получено финансирование и оборудование  более чем на 15 млн. рублей из федерального бюджета. Для перевода эксперимента в штатный режим требуются обновление учебно-материальной базы, современное информационное и методическое обеспечение работы педагогов. Для  организации доступа к областным, российским и мировым информационным ресурсам, установления оперативной электронной связи необходимо создание единой образовательной мультисервисной сети.

Департаментом образования и науки Архангельской области ежегодно проводится цикл мероприятий с детьми и педагогами: стали традиционными акция «Я - гражданин России», фестиваль телевидения, радио и прессы «Голос моря», слеты патриотических объединений, научно-исследовательская конференция старшеклассников «Юность. Наука. Культура» - всего более 50 мероприятий в год. Проведение различных образовательных мероприятий гражданско-правовой, патриотической, экологической направленности для детей и педагогов, организация работы с одаренными детьми создают возможности для развития их творческого потенциала и формирования социальной активности.

Для   закрепления  позитивных  изменений, происходящих  в  сфере  образования, необходимо  реализовать  комплекс мер, направленных  на  решение  проблем, которые  в настоящее  время  существуют  в  отрасли:

– многие дети не могут получить качественное образование по причине ослабленного здоровья и врожденных физических недостатков;

– большое  число  школьников  проживает  на  значительном  расстоянии  от  места  обучения;

– материальное  положение  определенной  категории семей  не  позволяет  им  обеспечить  своих детей  всем  необходимым  для  обучения, в том  числе и учебниками;

– нельзя признать  удовлетворительным  состояние  учебно-материальной базы многих  образовательных учреждений;

– необходимо продолжить  работу  по  методическому обеспечению  специалистов;

– требует совершенствования и расширения система мер, направленных на формирование личности ребенка.

Для решения этих проблем необходим комплексный подход с использованием программных методов.

2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы


Настоящая Программа разработана для достижения следующих основных целей:

– создание условий для обеспечения конституционных гарантий прав детей на образование;

– сохранение тенденций устойчивого  развития  образовательных  учреждений  области;

– создание условий для формирования личности детей и подростков.

Мероприятия Программы  направлены на решение следующих задач:

– укрепление учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений;

– создание условий для проведения диагностики и коррекции здоровья детей;

– создание условий для развития творчества детей и подростков, их социальной активности;

– участие в федеральных целевых программах в области образования.

Программа взаимосвязана с федеральными целевыми программами «Дети России» (подпрограммы «Дети Севера», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), Федеральной программой развития образования. Взаимосвязь с данными программами осуществляется посредством заключения государственных контрактов с Федеральным агентством по образованию, направления заявок в дирекцию федеральной целевой программы «Дети России» с последующим выделением из федерального бюджета средств на выполнение работ или оборудование указанным в заявках учреждениям.

Реализация мероприятий Программы  предусмотрена в период с 2006 до 2008 года включительно. Программа реализуется в один этап.

Для достижения целей Программы должны быть выполнены следующие основные мероприятия:

– проведение диагностических и коррекционных мероприятий по оказанию помощи детям с проблемами в развитии;

– обеспечение образовательных учреждений учебно-лабораторным, медицинским и другим оборудованием;

– реализация мер по поддержке талантливых детей, развитию их социальной активности и детского творчества.  

3.  Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы составляет 109753,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 62341,5 тыс. рублей, местных бюджетов - 34971,5 тыс. рублей, федерального бюджета - 9800,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 2640,0 тыс. рублей.

(абзац в редакции Областного закона от 31 октября 2006 года N 425-21-ОЗ - см. предыдущую редакцию)

Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы муниципальных образований Архангельской области определяется соглашениями (договорами, контрактами) о намерениях между государственным заказчиком Программы и соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области. Условия соглашений (договоров, контрактов) по финансированию  и участию в Программе подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»