____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Областного закона от 7 февраля
2007 года N 318-15-ОЗ
____________________________________________________________________
Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Архангельской области и областными законами регулирует порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - органы), а также к выборным должностным лицам и должностным лицам указанных органов (далее - должностные лица) в целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:
1) обращения - изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления, жалобы и иные обращения граждан, в том числе коллективные обращения;
2) предложение - обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и на решение вопросов правовой, экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества;
3) заявление - обращение гражданина по поводу признания и (или) реализации принадлежащих ему прав, свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, Уставом Архангельской области, областными законами и иными нормативными правовыми актами Архангельской области;
4) жалоба - обращение гражданина по поводу нарушенных решениями и действиями (бездействием) органа или должностного лица его прав, свобод или законных интересов;
5) коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое путем голосования или сбора подписей участников митинга или собрания.
1. В Архангельской области каждый гражданин имеет право обращаться лично или через своего законного представителя, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории области, пользуются правом на обращения, определенным настоящим законом, наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
2. Органы и должностные лица в пределах своих полномочий обязаны организовать работу таким образом, чтобы каждое обращение получило своевременный, объективный и мотивированный ответ, а также окончательное разрешение в том органе и тем должностным лицом, к компетенции которых относится решение вопроса, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим законом.
3. Действие настоящего закона распространяется на все обращения граждан, за исключением:
1) обращений, связанных с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется специальными актами законодательства Российской Федерации;
2) обращений, рассматриваемых в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства или арбитражными судами;
3) обращений, для которых предусмотрен иной порядок рассмотрения, установленный федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными законами.
1. Письменное обращение гражданина должно содержать наименование и адрес органа или должностного лица, которым направляется обращение, изложение существа обращения, фамилию, имя, отчество, данные о месте жительства или работы (учебы) гражданина, дату и личную подпись.
2. Обращение гражданина, которое не содержит его фамилию, место жительства или работы (учебы) и личную подпись, признается анонимным.
Анонимное обращение, содержащее сведения о совершении преступления или о готовящемся преступлении, направляется в правоохранительные органы и рассматривается в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
3. Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени гражданина (граждан), должны быть удостоверены в установленном законодательством порядке, а в случае коллективного обращения - подписями участников митинга или собрания граждан.
4. Обращение может быть оставлено без рассмотрения и уведомления гражданина в случае, если:
1) обращение является анонимным;
2) на обращение не распространяется действие настоящего закона в соответствии с пунктом 3 статьи 2 настоящего закона.
5. Переписка с гражданином может быть прекращена в случаях, если:
1) обращение того же лица (группы лиц) и по тем же основаниям было рассмотрено органом или должностным лицом и во вновь поданном обращении отсутствуют основания для его повторного рассмотрения;
2) обращение содержит выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц;
3) обращение подано в интересах третьих лиц, которые письменно возражают против рассмотрения обращения.
О прекращении переписки гражданин уведомляется в сроки, установленные статьей 7 настоящего закона.
1. Устное обращение гражданина рассматривается в тех случаях, когда изложенные в нем факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личность обращающегося известна или установлена.
2. На устное обращение гражданина ответ дается, как правило, в устной форме.
3. В отдельных случаях ввиду сложного характера вопросов, поставленных в устном обращении гражданина, заявителю предлагается изложить суть проблемы в письменной форме, после чего обращение рассматривается в порядке, установленном настоящим законом.
1. Предложения, заявления в целях их своевременного рассмотрения подаются в те органы и тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение поставленных в них вопросов.
Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия обжалуются, а также в иные специально образуемые органы, уполномоченному по правам человека в Архангельской области.
При этом одновременное обжалование в суд по предмету обращения не исключает его рассмотрение указанным вышестоящим органом, должностным лицом в порядке, установленном настоящим законом.
2. Обращения граждан рассматриваются органами и должностными лицами в соответствии с их компетенцией.
Обращения по вопросам, разрешение которых не входит в компетенцию данного органа, должностного лица, подлежат пересылке не позднее чем в пятидневный срок со дня их поступления по подведомственности с извещением об этом граждан, подавших обращения.
В случае, если обращение пересылается в другой орган, другому должностному лицу, к нему должны прилагаться имеющиеся по этому вопросу материалы, необходимые для его разрешения.
Не допускается пересылать жалобы для рассмотрения и принятия решения тем органам и должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.
3. Обращения граждан к депутатам Архангельского областного Собрания депутатов рассматриваются в соответствии с областным законом «О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов» и настоящим областным законом.
4. Уполномоченный по правам человека в Архангельской области рассматривает обращения граждан по вопросам, относящимся к его компетенции, в соответствии с областным законом «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области».
5. Возникающие споры о подведомственности обращений граждан рассматриваются вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом либо в судебном порядке.
Обращения граждан, поступившие в средства массовой информации и направленные редакциями средств массовой информации в органы и к должностным лицам, рассматриваются органами и должностными лицами в порядке и сроки, предусмотренные настоящим законом.
1. Для всех видов обращений, поданных в письменной форме, устанавливаются единые предельные сроки рассмотрения, если разрешение не требует продления или принятия безотлагательных мер.
2. Ответ на заявление, жалобу гражданина направляется в течение одного месяца со дня поступления их в орган или должностному лицу, непосредственно к ведению которых относится разрешение поставленных в обращении вопросов.
Ответы на заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, даются не позднее 15 дней со дня поступления их в орган или должностному лицу.
Заявления военнослужащих и членов их семей рассматриваются безотлагательно, но не позднее семидневного срока с момента регистрации заявления. Если рассмотрение таких заявлений требует проведения специальной проверки и истребования дополнительных материалов, срок рассмотрения заявлений может быть продлен руководителем соответствующего органа, организации или иным должностным лицом, но не более чем на 15 дней, о чем в письменной форме сообщается лицу, обратившемуся с заявлением.
3. В тех случаях, когда для рассмотрения заявления или жалобы необходимы проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их рассмотрения могут быть продлены, но не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
При этом общий срок рассмотрения заявления или жалобы не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для принятия решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях общий срок рассмотрения заявления или жалобы продлевается на весь период судебного разбирательства.
4. Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.
5. В случае отклонения обращения в ответе указываются мотивы отклонения, разъясняется порядок обжалования.
6. В случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания указанного срока считается непосредственно следующий за ним рабочий день.
При рассмотрении обращений граждан запрещается распространение информации о частной жизни лица, а равно информации, нарушающей тайну сообщений физического лица, без его согласия.
1. Органы, их должностные лица по официальным запросам органов и должностных лиц, рассматривающих обращения граждан, в установленном законодательством порядке обязаны предоставлять материалы (акты, письма, иные документы), имеющие значение для рассмотрения обращений граждан, за исключением тех, которые содержат государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну и для которых установлен особый порядок предоставления.
2. Должностные лица, виновные в непредоставлении истребуемых материалов, несут ответственность в соответствии с законодательством.
1. Руководители органов обязаны организовать работу по рассмотрению обращений граждан, обеспечить необходимые условия для быстрого и эффективного рассмотрения обращений граждан, личного приема граждан должностными лицами, правомочными принимать решения по существу обращений граждан.
Должностные лица обязаны внимательно разбираться в существе обращений, в случаях необходимости - истребовать нужные документы, направлять работников на места проверки, принимать обоснованные решения и обеспечивать их своевременное и правильное исполнение.
2. Руководители органов, выборные должностные лица организуют личный прием граждан.
Личный прием граждан проводится по предварительной записи на основании письменного заявления гражданина на имя соответствующего должностного лица или лица, организующего прием граждан, в котором излагается причина его обращения.
Правом на внеочередной личный прием обладают:
- ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий;
- инвалиды;
- родители, супруги погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварий на атомных электростанциях, а также получившие или перенесшие лучевую болезнь или другие заболевания вследствие аварии на атомной электростанции либо в результате ядерных испытаний;
- родители, супруги граждан, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также умерших вследствие болезней, возникших в связи с исполнением служебных обязанностей.
3. Прием граждан должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы в специально отведенном для этих целей месте.
4. Руководители органов несут ответственность за организацию приема и рассмотрение обращений граждан.
5. Обращения граждан, изложенные в письменной или устной форме на личном приеме, а также обращения граждан, полученные по почте, телефаксу, телеграфу или иным путем, должны быть зарегистрированы в порядке, установленном настоящим законом.
6. В случае, если гражданин подал письменное обращение непосредственно в орган (должностному лицу), то по его просьбе на копии такого обращения лицо, принявшее обращение, обязано поставить свою подпись, указав дату и время регистрации обращения.