Недействующий

О социально-экономической целевой программе Архангельской области «Развитие физической культуры и спорта в общеобразовательных... (с изменениями на 31 октября 2007 года) (Утратил силу на основании Областного закона от 14 ноября 2014 года N 207-12-ОЗ)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Согласно Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта. Физическое воспитание - уникальное средство, направленное на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.

Состояние здоровья детей вызывает серьезные опасения. Об этом свидетельствуют итоги Всероссийской диспансеризации: 68,4 % детей и подростков Архангельской области в возрасте от 7 до 18 лет имеют нарушения здоровья. Наиболее распространенными патологиями являются нарушение зрения (имеют 15,3 % детей), осанки (имеют 18,0 % детей) и сколиоз (имеют 4,4 % детей).

Тревожит и тот факт, что по результатам медицинского освидетельствования в период первичного воинского учета отмечается высокий уровень заболеваемости подростков 15-летнего возраста: более  50 % из них состоят на диспансерном учете, большинство нуждаются в лечебно-оздоровительных мероприятиях. Около 40 % юношей призывного возраста по уровню физического развития и психосоматического здоровья не в состоянии адаптироваться к нагрузкам военной службы.

В настоящее время в системе образования функционирует 471 общеобразовательное учреждение. Количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях  области - 141,8 тыс. чел.   

В ходе реализации областной программы развития физической культуры и спорта «Новому веку - здоровое поколение» на 2003 - 2005 годы были приняты определенные меры, направленные на решение проблем в области физической культуры и спорта школьников. Поставки спортивного инвентаря и оборудования, произведенные в 2003 - 2004 годах, улучшили состояние материально-технической базы общеобразовательных учреждений, но в целом проблемы не решили.      

454 спортивных зала общеобразовательных учреждений (98 %) предоставлены школьникам для занятий физической культурой и спортом во внеурочное время, 313 из них (70 %) работают позже 19 часов.  Вместе с тем следует отметить, что в ряде общеобразовательных учреждений  спортивные залы отсутствуют вообще, а во многих -  требуют реконструкции.

Общеобразовательные учреждения области используют для занятий школьников физической культурой и спортом как собственные физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, так и принадлежащие другим организациям. Всего в области насчитывается 1094 различного вида физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружения, в том числе принадлежащих образовательным учреждениям - 896 (81,9 %). Из них находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта 269 сооружений (24,6 %). Слабая материально-техническая база физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений и недостаточная обеспеченность общеобразовательных учреждений спортивным инвентарем, в том числе лыжами, не позволяют развивать северные виды спорта. Школьники области занимаются более чем 40 видами спорта, среди которых наиболее популярны баскетбол, подвижные игры, волейбол, лыжи, теннис, футбол, хоккей, шахматы, шашки, легкая атлетика. Большая часть детей занимаются общей физической подготовкой.

Эффективность работы по физическому воспитанию школьников во многом зависит от согласованности учебной и внеучебной деятельности. В области сложилась система спортивно-массовых мероприятий для детей и подростков. Наиболее значимыми из них являются областная спартакиада среди коллективов физкультуры общеобразовательных школ, зимние Беломорские игры, летняя и зимняя спартакиады учащихся России, отборочные соревнования и участие во всероссийских соревнованиях. Но недостаточное финансирование этих мероприятий не позволяет обеспечить высокую массовость и соответствующий уровень их проведения, а также не дает возможности выхода на всероссийский и международный уровень.

Создание в общеобразовательных учреждениях области условий, содействующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся, должно стать приоритетным направлением государственной региональной политики, что позволит совершенствовать процесс физического воспитания школьников и развития спорта.