За последние 15 лет в Архангельской области накоплены в силу различного рода причин и обстоятельств серьезные социальные проблемы, которые в определяющей степени крайне негативно влияют на условия проживания подавляющей части граждан региона и на экономическое развитие региона. Среди них - состояние строительного комплекса и, как следствие, состояние жилищного фонда области.
Строительная отрасль пережила вышеназванный период в состоянии глубокого кризиса. Было практически прекращено жилищное строительство за счет бюджетов всех уровней и так называемое ведомственное строительство. В результате жилищные условия граждан улучшались в крайне незначительных размерах. Ведомственный жилой фонд, находившийся, как правило, в плохом состоянии, был передан в муниципальную собственность практически без надлежащего финансового обеспечения по его эксплуатации и ремонту. В результате состояние жилищного фонда в целом можно оценивать по многим городам и поселкам области как неудовлетворительное. Подобное состояние и отсутствие реальных перспектив улучшения уровня жизни способствуют сохранению стабильно отрицательной демографической ситуации и оттоку наиболее важной для развития региона части населения в лице грамотных и опытных специалистов и молодежи после получения среднего специального и высшего образования.
Исходя из вышеизложенного, крайне важным в стратегическом среднесрочном определении задач представляется развертывание системы стимулирования восстановления и развития жилищного строительства как основной составляющей части в строительном комплексе и в развитии социальной инфраструктуры.
Современная экономическая ситуация и достигнутая за последние 3 - 4 года стабильность в доходообразующих отраслях Архангельской области сегодня позволяют по-настоящему сформировать реальный областной бюджет развития, начать масштабное финансирование развития жилищного строительства и активную работу на приемлемых и паритетных условиях с Правительством РФ по соответствующим объемам финансирования из федерального бюджета по строительству социального жилья. Такая возможность может появиться только при наличии среднесрочной программы социально - экономического развития региона и настоящей Программы как отраслевой и в рамках соответствующего участия в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в соответствующих подпрограммах и в рамках других федеральных программ, имеющих подпрограммы жилищного строительства.
Главной составляющей частью Программы в части бюджетного финансирования определена задача по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Для переселения из этого фонда необходимо построить не менее 640 тыс. кв. м социального жилья, на что необходимы средства в объеме 11027 млн. рублей. Настоящей Программой ставится задача по строительству и вводу в эксплуатацию необходимых объемов жилищного фонда и решению проблемы по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда в течение 10 лет, на срок действия программы - строительство 114,4 тыс. кв. м социального жилья.