Недействующий

О социально-экономической целевой программе Архангельской области «Газификация Архангельской области (2005-2008 годы)» (Утратил силу на основании Областного закона от 14 ноября 2014 года N 207-12-ОЗ)


VII. Экономическая эффективность Программы

Экономическая окупаемость проекта газификации Архангельской области обеспечивается за счет разницы между удельными затратами на сжигание газа и затратами на сжигание применяемых сегодня в качестве топлива угля и мазута, которые будут замещены газом. При этом учитываются все затраты потребителей, связанные с приобретением, доставкой, хранением, подготовкой и сжиганием различных видов топлива, а также с внесением соответствующих платежей за загрязнение окружающей природной среды.

Оценка окупаемости проекта выполнена на срок 25 лет, что соответствует периоду полной амортизации основного оборудования. Ставка дисконтирования для расчетов была выбрана в размере 11% годовых в долларах США, что соответствует средней ставке размещения наиболее надежных российских ценных бумаг.

Расчет экономической эффективности замещения угля и мазута газом основывался на прогнозе цен на основные энергоносители в целом по России, а также на данных о ценах на мазут, уголь в Архангельской области и цене на газ, поступающий по действующему газопроводу в п. Нюксеница, от которого прокладывается газопровод к городам Архангельск, Северодвинск.

Сравнение средних по России цен на мазут, уголь и газ с ценами в Архангельской области и в п. Нюксеница показало, что при всех изменениях рублевых цен и цен, переведенных в доллары США, соотношение средних по России цен с ценами на уголь и мазут в Архангельской области и ценами на газ в п. Нюксеница остается достаточно стабильным. В Архангельской области уголь дороже, чем в среднем по России примерно на 30 %, мазут - на 7 %, а цена на газ в п. Нюксеница составляет примерно 90 % от средней по России. Устойчивость этих соотношений в определенной степени объясняется географическим расположением Архангельской области и основных поставщиков котельно-печного топлива. Из-за высоких транспортных расходов в область дешевле завозить уголь из республики Коми (Инта, Воркута), но отпускная цена на уголь там достаточно высока. В области нет собственных мощностей по переработке нефти, и топочный мазут завозится из других регионов. В то же время п. Нюксеница расположен ближе всего к местам добычи газа в сравнении с большей частью российских потребителей газа. Особенности формирования цен на уголь, нефтепродукты и газ в Архангельской области в значительной степени определяют устойчивость самого проекта к изменениям в ценообразовании. При всех изменениях цен на энергоресурсы, их соотношение в области будет стабильным, и, следовательно, будет сохраняться источник обеспечения экономической эффективности проекта.


Расчет экономической эффективности проекта

N

Элементы расчета

Ед. изм.

Уголь

Мазут

Газ

1

Усредненная прогнозная цена по России на 2001-2010 годы (уголь и мазут за тонну, газ за 1 тыс. м3.)


USD


31


93


54

2

Прогнозная цена с учетом удорожания

USD

40,3

93

54

3

Стоимость транспортировки топлива

USD

36,13

31,17

37,43

4

Прочие расходы (хранение подготовка, сжигание и т.д.)

USD

15,54

9,40

4,07

5

Полная цена для конечных потребителей

USD

91,97

133,57

95,50

6

Тонна условного топлива (т.у.т.) в единице топлива

0,55

1,37

1,14

7

Полная цена 1 ед.т.у.т. (6/7)

USD

167,22

97,50

83,77

8

Соотношение между углем и мазутом по т.у.т. в энергобалансе основных потребителей области


%


38%


62%


9

Средневзвешенная цена единицы т.у.т. по углю и мазуту

USD

123,90

10

Экономический эффект, остающийся у конечных потребителей от замещения 1 т.у.т. угля и мазута газом

USD

40,13



Основные показатели окупаемости проекта, рассчитанные
без учета газификации жилищно-коммунального сектора

Показатель

Величина

Внутренняя норма рентабельности (IRR)

24,8 %

Чистая приведенная стоимость (NPV.11)

457 млн. USD

Период окупаемости (РВР.11)

9 лет

 

При выборе внутренней нормы рентабельности (IRR) на полные инвестиции учитывались тенденции, сложившиеся в настоящее время на ценовом рынке ОАО «Газпром», независимых добытчиков - поставщиков газа, и предприятий - потребителей газа. Также учитывались рекомендации по экономической эффективности федеральной энергетической комиссии и ОАО «Газпром». Данный приведенный показатель внутренней нормы рентабельности подтверждает целесообразность строительства газопровода.

Чистая приведенная стоимость и период окупаемости проекта непосредственно связаны с тарифами на услуги по транспортировке газа. Цена транспортировки для ОАО «Газпром» регулируется государством, а для независимых производителей газа - сложившимися рыночными условиями. Положительным фактором для продолжения строительства является внутренняя норма рентабельности 24,8 %, при сроке окупаемости 9 лет. Значение периода окупаемости позволяет судить о предпочтительности использования природного газа в регионе относительно других видов топлива.