Экономическая окупаемость проекта газификации Архангельской области обеспечивается за счет разницы между удельными затратами на сжигание газа и затратами на сжигание применяемых сегодня в качестве топлива угля и мазута, которые будут замещены газом. При этом учитываются все затраты потребителей, связанные с приобретением, доставкой, хранением, подготовкой и сжиганием различных видов топлива, а также с внесением соответствующих платежей за загрязнение окружающей природной среды.
Оценка окупаемости проекта выполнена на срок 25 лет, что соответствует периоду полной амортизации основного оборудования. Ставка дисконтирования для расчетов была выбрана в размере 11% годовых в долларах США, что соответствует средней ставке размещения наиболее надежных российских ценных бумаг.
Расчет экономической эффективности замещения угля и мазута газом основывался на прогнозе цен на основные энергоносители в целом по России, а также на данных о ценах на мазут, уголь в Архангельской области и цене на газ, поступающий по действующему газопроводу в п. Нюксеница, от которого прокладывается газопровод к городам Архангельск, Северодвинск.
Сравнение средних по России цен на мазут, уголь и газ с ценами в Архангельской области и в п. Нюксеница показало, что при всех изменениях рублевых цен и цен, переведенных в доллары США, соотношение средних по России цен с ценами на уголь и мазут в Архангельской области и ценами на газ в п. Нюксеница остается достаточно стабильным. В Архангельской области уголь дороже, чем в среднем по России примерно на 30 %, мазут - на 7 %, а цена на газ в п. Нюксеница составляет примерно 90 % от средней по России. Устойчивость этих соотношений в определенной степени объясняется географическим расположением Архангельской области и основных поставщиков котельно-печного топлива. Из-за высоких транспортных расходов в область дешевле завозить уголь из республики Коми (Инта, Воркута), но отпускная цена на уголь там достаточно высока. В области нет собственных мощностей по переработке нефти, и топочный мазут завозится из других регионов. В то же время п. Нюксеница расположен ближе всего к местам добычи газа в сравнении с большей частью российских потребителей газа. Особенности формирования цен на уголь, нефтепродукты и газ в Архангельской области в значительной степени определяют устойчивость самого проекта к изменениям в ценообразовании. При всех изменениях цен на энергоресурсы, их соотношение в области будет стабильным, и, следовательно, будет сохраняться источник обеспечения экономической эффективности проекта.
Расчет экономической эффективности проекта
N | Элементы расчета | Ед. изм. | Уголь | Мазут | Газ |
1 | Усредненная прогнозная цена по России на 2001-2010 годы (уголь и мазут за тонну, газ за 1 тыс. м3.) | USD |
|
|
|
2 | Прогнозная цена с учетом удорожания | USD | 40,3 | 93 | 54 |
3 | Стоимость транспортировки топлива | USD | 36,13 | 31,17 | 37,43 |
4 | Прочие расходы (хранение подготовка, сжигание и т.д.) | USD | 15,54 | 9,40 | 4,07 |
5 | Полная цена для конечных потребителей | USD | 91,97 | 133,57 | 95,50 |
6 | Тонна условного топлива (т.у.т.) в единице топлива | 0,55 | 1,37 | 1,14 | |
7 | Полная цена 1 ед.т.у.т. (6/7) | USD | 167,22 | 97,50 | 83,77 |
8 | Соотношение между углем и мазутом по т.у.т. в энергобалансе основных потребителей области | % |
|
| |
9 | Средневзвешенная цена единицы т.у.т. по углю и мазуту | USD | 123,90 | ||
10 | Экономический эффект, остающийся у конечных потребителей от замещения 1 т.у.т. угля и мазута газом | USD | 40,13 |
Основные показатели окупаемости проекта, рассчитанные
без учета газификации жилищно-коммунального сектора
Показатель | Величина |
Внутренняя норма рентабельности (IRR) | 24,8 % |
Чистая приведенная стоимость (NPV.11) | 457 млн. USD |
Период окупаемости (РВР.11) | 9 лет |
При выборе внутренней нормы рентабельности (IRR) на полные инвестиции учитывались тенденции, сложившиеся в настоящее время на ценовом рынке ОАО «Газпром», независимых добытчиков - поставщиков газа, и предприятий - потребителей газа. Также учитывались рекомендации по экономической эффективности федеральной энергетической комиссии и ОАО «Газпром». Данный приведенный показатель внутренней нормы рентабельности подтверждает целесообразность строительства газопровода.
Чистая приведенная стоимость и период окупаемости проекта непосредственно связаны с тарифами на услуги по транспортировке газа. Цена транспортировки для ОАО «Газпром» регулируется государством, а для независимых производителей газа - сложившимися рыночными условиями. Положительным фактором для продолжения строительства является внутренняя норма рентабельности 24,8 %, при сроке окупаемости 9 лет. Значение периода окупаемости позволяет судить о предпочтительности использования природного газа в регионе относительно других видов топлива.