Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
 семнадцатая сессия третьего созыва

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О  лесопользовании в Архангельской области

(с изменениями на 21 июня 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Областного закона от 27 июня
2007 года N 368-19-ОЗ

____________________________________________________________________

_________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

областным законом от 11 февраля 2003 года N 145-20-ОЗ (газета "Волна" от 28 февраля - 6 марта 2003 года N 8-9 (819-820));

областным законом от 29 июня 2004 года N 236-31-ОЗ (газета "Волна" от 9-15 июля 2004 года N 25 (887).

областным законом от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ (газета "Волна", спецвыпуск от 22 декабря 2005 года)

областным законом от 1 марта 2006 года N 152-9-ОЗ (газета "Волна" от 21 марта 2006 года N 10 (972);

Областным законом от 21 июня 2006 года N 190-11-ОЗ (газета "Волна", спецвыпуск от 12 июля 2006 года N 3)

_________________________________________________

     

Настоящий закон регулирует отношения в области использования лесного фонда, отнесенные к компетенции субъектов Российской Федерации.      

     
     Статья 1. Основные понятия

В настоящем законе используются следующие основные понятия:

древесно-кустарниковая растительность (лесная растительность) - деревья и кустарники, образующие в совокупности с напочвенным покровом, землями, на которых они расположены, животным миром и другими компонентами природной среды лес как объект географического понятия. В отличие от других типов географических ландшафтов, на которых могут произрастать разрозненные деревья и кустарники, в лесу эти растения образуют своими кронами общий сомкнутый полог, благодаря чему под ним формируется   особая лесная среда;

лесной фонд - все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях в границах городских и сельских населенных пунктов, ограниченные в установленных земельными документами границах. Лесной фонд находится в ведении территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством. Помимо земель, занятых древесно-кустарниковой растительностью, лесной фонд включает нелесные земли: болота, воды, пески и прочие неиспользуемые земли, а также земли, занятые дорогами, трассами, усадьбами и прочими объектами, не изъятые в установленном порядке в пользу собственников данных объектов;

(в редакции  Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)

леса, не входящие в лесной фонд, - леса, расположенные на землях обороны и землях в границах городских и сельских населенных пунктов;

(в редакции  Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)

 

покрытые лесом земли - земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью минимальных и выше таксационных показателей: бонитет - Vб , полнота средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных насаждений - 0.3 , полнота молодняков - 0.4;

лесистость -  отношение площади лесных земель к общей площади территории в процентах;

облесение - создание лесов на нелесных землях;

воспроизводство леса - система лесохозяйственных мероприятий по заготовке семян, закладке и содержанию лесосеменных и маточных плантаций, выращиванию посадочного материала, созданию лесных культур, содействию естественного возобновления, рубкам ухода в молодняках и санитарному оздоровлению леса;

участок лесного фонда - участок лесного фонда, очерченный границами на лесоучетных документах и в натуре и имеющий количественные и качественные характеристики, которые позволяют установить в процессе лесоустройства ежегодную норму пользования заявленными лесными ресурсами;

участники лесных отношений - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица;

лесхоз - специально уполномоченный      государственный орган, осуществляющий ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, определенных законодательством;

лесопользование - хозяйственная деятельность, связанная с добычей лесных ресурсов или использованием нематериальных полезных свойств леса (рекреационных, лечебных, познавательных, защитных и так далее). Виды лесопользования устанавливаются Лесным кодексом Российской Федерации;

многоресурсное лесопользование - одновременное осуществление двух и более видов лесопользования на одном участке лесного фонда;

лесопользователи - граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования  участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд;

устойчивый лесопользователь - лесопользователь, имеющий необходимые технические, кадровые и финансовые ресурсы, позволяющие ему  в   течение пяти и более лет  не снижать производственные показатели;

социально значимый лесопользователь - устойчивый лесопользователь, предоставляющий рабочие места  местному населению, в том числе за счет расширения многоресурсного лесопользования и организации производств по углубленной переработке добываемых лесных ресурсов, участвующий в социальных программах территорий, на которых осуществляет лесопользование;

доходность лесопользования - суммарные доходы всех участников лесных отношений, включая наемных работников лесопользователей, на единицу отпущенного в пользование лесного ресурса,  образующиеся в процессе лесопользования и переработки добытых лесных ресурсов на соответствующей территории;

лесная рента - часть доходов от использования лесных ресурсов, за исключением производственных затрат и нормативной прибыли лесопользователей,  возвращаемая собственнику ресурсов в виде его дохода. Лесная рента используется в первую очередь для целей воспроизводства использованных ресурсов;

ресурсный потенциал - суммарный объем ликвидных ресурсов (лесных, природных, других) на определенной территории, доступных для использования;  

   

экологический потенциал - совокупность защитных свойств природной среды и ее способности противостоять внешним неблагоприятным воздействиям;

биоразнообразие - набор видов, форм, популяций представителей растительного и животного мира, обеспечивающих устойчивое развитие природной среды и сохранение ресурсного и экологического потенциала;

экологическая культура общества - знание членами общества экологических норм, правил и соблюдение их.

     Статья 2.  Правовые основы деятельности  участников лесных отношений

Права и обязанности участников лесных отношений в области использования лесного фонда регулируются нормами Конституции Российской Федерации, лесного законодательства Российской Федерации, лесного законодательства Архангельской области, а также нормами гражданского, административного и иного законодательства Российской Федерации в той части, в какой их права и обязанности не урегулированы нормами лесного законодательства.

     

     Статья 3.  Приоритеты в организации лесопользования

1. Для обеспечения экологического благополучия людей,  сохранения биоразнообразия, природного и культурного наследия и повышения экологического потенциала территории устанавливаются следующие приоритеты:

- сохранение качественной природной среды в местах проживания, отдыха и хозяйственной деятельности жителей области;

- мониторинг  содержания вредных веществ в лесной растительности и лесных почвах и проведение мер по предупреждению их накопления;

-  сохранение ресурсной базы традиционных видов народных промыслов;

- выявление и сохранение редких и ценных видов растений и животных, сохранение их мест обитания, повышенное внимание к участкам леса, имеющим важное природоохранное значение;

- повышение экологической культуры, правовой грамотности, ответственности всех участников лесных отношений за охрану лесов от пожаров и повреждений, развитие детского экологического образования;

- сохранение почитаемых местными жителями исторических мест  в окрестностях  городских и сельских населенных пунктов (кладбища, погосты, святые рощи, старые деревья, остатки бывших населенных пунктов);

(в редакции  Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)

- наблюдение за очагами вредителей и болезней леса, профилактика их возникновения;

- проведение биотехнических и рекультивационных мероприятий в прилегающих к городским и сельским населенным пунктам лесах и на других участках, подвергшихся негативным техногенным воздействиям;

(в редакции  Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)

- охрана опушек от порубок, порчи и захламления;

- выделение зеленых зон городских и сельских  населенных пунктов и охранных участков социально значимых объектов.

(в редакции  Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)

2. В целях рационального, неистощительного использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства, повышения ресурсного потенциала перед участниками лесных отношений ставятся следующие задачи:

- повышение доходности лесопользования с единицы площади лесного фонда по конечным продуктам лесопереработки с использованием методов рентных оценок лесных ресурсов на корню, базирующихся на данных мониторинга конъюнктуры лесных рынков, в интересах всех участников лесных отношений;

- учет и сохранение растущих лесных ресурсов в качественном состоянии;

- расширенное воспроизводство используемых и утраченных лесных ресурсов методами и способами, обеспечивающими их восстановление и выращивание по образцам, перспективным на момент их поспевания;

- привлечение лесопользователей, в том числе из числа местных производителей, способных к эффективному и рациональному использованию лесных ресурсов, ориентирующихся на многоресурсное лесопользование и наиболее глубокую переработку лесного сырья;

- совершенствование рыночных механизмов (аренда участков лесного фонда, лесные аукционы) с целью выбора и формирования состава наиболее устойчивых и социально значимых лесопользователей, повышения их ответственности за сохранение лесов, усиления заинтересованности в приумножении лесных ресурсов и повышении инвестиционной привлекательности территории.

     

     Статья 4.  Объекты лесопользования в лесном фонде

Объектами лесопользования являются лесные ресурсы и нематериальные свойства участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.  На территории Архангельской области в лесной фонд входят леса, а также не покрытые лесом и нелесные земли, находящиеся в ведении территориальных органов управления лесным хозяйством (федеральные леса), и леса с не покрытыми лесом лесными землями, находившиеся ранее во владении сельскохозяйственных организаций (сельские леса).

Федеральные леса лесного фонда  предназначены для удовлетворения потребностей народнохозяйственного комплекса и местного населения в лесосырьевых ресурсах путем осуществления различных видов лесопользования, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, а также для выполнения защитных, санитарно-гигиенических, средообразующих и других специальных функций федерального и регионального значения.

Сельские леса лесного фонда на территории Архангельской области предназначены в основном для удовлетворения потребностей в лесных материалах и других полезных свойствах лесной среды производителей сельскохозяйственной продукции.

Лесной фонд на территории Архангельской области находится в федеральной собственности. В соответствии с законодательством Российской  Федерации допускается передача части лесного фонда в собственность Архангельской области.

Статья 5.  Леса, не входящие в лесной фонд

В лесной фонд не входят муниципальные леса - леса, расположенные в границах городских (городские леса) и сельских населенных пунктов. Они предназначены для формирования благоприятной природной среды в местах концентрированного проживания людей. Порядок использования муниципальных лесов и их границы для каждого конкретного поселения устанавливаются администрацией Архангельской области по представлению органов местного самоуправления городских, сельских поселений и городских округов Архангельской области, исходя из принадлежности земельных участков, в соответствии с Правилами подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 года N 140.

(в редакции Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)     

В лесной фонд не входят также леса, расположенные на землях обороны (леса федеральных ведомств) и имеющие специальное назначение.

В лесах, находящихся в ведении организаций других ведомств и закрепленных за ними соответствующими правовыми актами Российской Федерации, действуют правовые нормы, предусмотренные лесным законодательством для лесов, не входящих в лесной фонд.

Статья 6.  Древесно-кустарниковая растительность, не входящая в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд

В лесной фонд, в леса, не входящие в лесной фонд, в том числе в муниципальные леса и леса федеральных ведомств, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства, на землях транспорта (на полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог), на землях населенных пунктов. Контроль за состоянием древесно-кустарниковой растительности в границах городских и сельских населенных пунктов осуществляется органами местного самоуправления городских, сельских поселений и городских округов Архангельской области в целях сохранения здоровой и благоприятной среды в местах проживания людей.

(в редакции Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)     

К древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения не могут относиться древостои основных лесообразующих пород (сосна, ель, лиственница, береза и осина) средневозрастной и старше стадий развития, то есть хвойные- старше 40, а лиственные - старше 20 лет. При выявлении участков такой древесно-кустарниковой растительности органы государственной власти области и органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов и муниципальных районов (в отношении межселенных территорий) Архангельской области инициируют процедуру перевода их в состав лесного фонда в установленном порядке.

(в редакции Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)     

Статья 7.  Сохранение лесистости

В целях сохранения и устойчивого развития природного комплекса  в соответствии с существующим уровнем лесистости устанавливается ее базовый уровень. Для его сохранения за перевод лесных земель в нелесные и (или) их изъятие из лесного фонда с хозяйствующего субъекта, в интересах которого производится перевод и (или) изъятие, взимается плата, направляемая территориальным органам лесного хозяйства для облесения равновеликих участков нелесных земель и восстановления (замены) объектов лесного хозяйства,  находившихся на данном участке.

Нормативы платы за перевод лесных земель в нелесные и (или) их изъятие из лесного фонда устанавливаются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.