Недействующий

О подпрограмме «Молодые ученые Поморья» на 2003-2005 годы программы «Развитие науки и технологий в Архангельской области до 2005 года» (Утратило силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 24 июня 2014 года N 255-пп)

I. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ
И УЧАСТИЯ В НЕЙ МОЛОДЕЖИ
В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ


Научные разработки на территории Архангельской области осуществляют три типа научных организаций:

а) академические, к которым относятся:

- Архангельский научный центр Уральского отделения Российской академии наук (АНЦ УрО РАН), созданный решением Президиума РАН от 30.10.2001 года N 266 в составе Института экологических проблем Севера УрО РАН (ИЭПС), Института физиологии природных адаптации УрО РАН (ИФПА) и Архангельского филиала Института экономики УрО РАН (АФ ИЭ);

- Северный научный центр Российской академии медицинских наук (РАМН), работающий в структуре СГМУ;

- Поморский центр Северо-западного отделения Российской академии образования (РАО) на базе ПГУ им. М.В.Ломоносова.

б) отраслевые, среди которых особенно выделяются пять научно-исследовательских   институтов:   Северный   НИИ   лесного   хозяйства (СевНИИЛХ), Архангельский НИИ сельского хозяйства (АрхНИИСХ), ГУН «Северное отделение Полярного НИИ рыбного хозяйства и океанографии» (СевПИНРО), ОАО «Научдревпром-ЦНИИМОД», НИПТБ «Онега»;

в) вузовские - 16 научных центров и институтов, 20 научно-исследовательских и проблемных лабораторий работают на базе учреждений высшего профессионального образования, ведущими среди которых являются Архангельский государственный технический университет (АГТУ), Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ПГУ), Северный государственный   медицинский   университет   (СГМУ),   СевмашВТУЗ, Архангельский филиал ВЗФЭИ.

Всего на территории области находятся 23 государственных и негосударственных вуза и филиала, где обучаются 35 тыс. студентов, 30 % из которых занимаются в научных студенческих обществах. А из 23 тыс. студентов 32 средних специальных учебных заведений области научной работой занимаются 10 % учащихся.

Продолжается процесс интеграции академической и вузовской науки, что проявляется в организации совместных исследовательских проектов, научно-исследовательских экспедиций, в создании научно-образовательных центров (например, НОЦ «Химия природных соединений» на базе АГТУ совместно с УрО РАН и ИФПА УрО РАН, НОЦ «Биомедицинские проблемы ИЭПС геоэкологии» на базе ПГУ и ИЭПС, отдел морских исследований на базе ИЭПС УрО РАН и Северного межрегионального управления по гидрометеорологии).

На основе соглашений администрации Архангельской области с Минпромнауки России, Минобразования России, Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) и Российским фондом  фундаментальных исследований  (РФФИ)  проводится долевое  финансирование  научно-исследовательских проектов на конкурсной основе.

Начиная с 1998 года, на конкурсной основе формируется областной заказ на научно-технические и исследовательские проекты, финансируемые за счет средств областного бюджета по статье «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». Приоритет в этих конкурсах следует отдавать научным коллективам, в состав которых входят молодые ученые.

Координационную работу в сфере науки осуществляет отдел науки и высшей школы администрации Архангельской области совместно с Советом ректоров вузов Архангельской области и Президиумом Архангельского научно-образовательного центра (АНОЦ), представляющим академическую, вузовскую и отраслевую науку и созданным на основе АОНЦ 4 июня 2001 года (соответствующее   соглашение   подписано   Главой   администрации Архангельской области А.А.Ефремовым, вице-президентом РАН, академиком Лаверовым Н.П. и заместителем председателя УрО РАН, академиком Большаковым В.Н.). В настоящее время членами АНОЦ являются 15 организаций.

Таким образом, созданы необходимые предпосылки для того, чтобы Архангельск стал крупным научно-образовательным центром, в рамках которого происходит интеграция академической, отраслевой и вузовской науки, способной решать социально-экономические проблемы региона.

Мониторинг состояния  научного  потенциала  области  позволяет представить следующую картину. За период с 1996 по 2002 г. возросла численность как кандидатов, так и докторов по всем отраслям наук. В три раза возросло число докторов наук - с 56 до 165. В полтора раза выросло число кандидатов наук - на конец 2001 г. их было более 1000 человек. В области сегодня работают 1 член-корреспондент РАН, 1 академик РАМН, 1 член-корреспондент  РАО, около 70 действительных  членов  и  членов-корреспондентов общественных академий.

В номенклатуре научных работников, утвержденной Министерством науки и технологий РФ в январе 2000 года, определена 21 отрасль науки, по 20 из них в Архангельской области есть специалисты.

В настоящее время среднестатистический ученый в Архангельской области - это вузовский работник. Более 800 кандидатов и 150 докторов наук работают в высших учебных заведениях; место работы - г. Архангельск, далее по убывающей - г. Северодвинск, г. Коряжма, г. Новодвинск, Соловки.

Из общего количества около 1/3 составляют доктора медицинских наук, среди всех кандидатов 25% составляют кандидаты медицинских наук. Стабильный рост кандидатов и докторов наук в последние три года наблюдается в ПГУ им. М.В.Ломоносова и СГМУ (примерно по 20 кандидатов и по 8-10 докторов наук каждый год). Созданная в вузах за последние годы система подготовки кадров способствует тому, что рост числа докторов и кандидатов наук активно идет за счет обучения в аспирантуре и докторантуре, а не за счет приглашенных специалистов. Основная масса специалистов высшей квалификации работает на кафедрах и в научных центрах ведущих вузов области.

Одна из наиболее острых проблем региональной науки - старение научного потенциала, которая порождает проблему сохранения научных школ. В нашем регионе в разных отраслях эта проблема проявляется по-разному. Так, распределение докторов наук по возрастным категориям  (рис.1 - не приводится) свидетельствует, что количество ученых в них примерно равное - от 15 до 19 %. Исключение составляют «старшая» и «младшая» возрастные категории, в их состав входят по 6-7 % от общего числа докторов. Явного разрыва между поколениями докторов наук нет. Но это благополучие иллюзорное, поскольку такая картина обеспечивается за счет докторов медицинских наук.

В то же время анализ по отдельным отраслям наук приводит к иным выводам. Есть отрасли наук, по которым нет докторов, например, географические науки, или их настолько мало, что говорить о преемственности поколений не приходится. По одной из важнейших для региона отраслей - науки о Земле (геолого-минералогических) в регионе 3 доктора наук, и ни один вуз не готовит инженеров-геологов и геофизиков.

Весьма неоднозначно кадровое состояние прикладной  науки  в Архангельской области, есть примеры явного разрушения и столь же явного возрождения. Так, считавшийся некогда сильным, прикладной институт ЦНИИМОД в настоящее время продолжает терять кадры - из 21 кандидата наук, работавших в 1995 году, в 2001 г осталось 4 (зато двое из них защитили докторские диссертации в 2002 г.). А в организации «Северный научно-исследовательский институт промышленности» в настоящее время нет ни одного специалиста высшей квалификации (в 1995 г. было 8 кандидатов наук).

Трудные времена переживает и Северный научно-исследовательский институт лесного хозяйства, что объясняет уход кадров из института: из 21 кандидата наук, работавших в 1995 г., осталось 15. Номинально существует Северный филиал НИИ охотничьего хозяйства и звероводства РАСХН.

Однако есть и позитивные примеры. В два раза увеличилось число кандидатов наук в СевПИНРО. Это одно из стабильно работающих предприятий, где научные исследования по-прежнему сохранили свою значимость. В 2000 г. впервые на материалах исследований в СевПИНРО защищена докторская диссертация

За последние годы значительно улучшилось положение в Архангельском НИИ сельского хозяйства. Институт не только не потерял, но резко увеличил численность научных кадров: в 1995 г. в нем работали 2 кандидата наук, а в настоящее время - 7 кандидатов и 4 доктора наук, 4 аспиранта.

Вместе с тем условия существования  научно-исследовательских институтов лесного и сельскохозяйственного профиля на Севере трудно сравнивать - сельское хозяйство из-за сурового климата не являлось престижной отраслью, за исключением животноводства. В то время как институты ЛПК ранее имели большие возможности. В результате демонтажа системы отраслевого управления научно-производственные предприятия вынуждены искать способы выживания, адаптации к новым условиям, приспосабливаться к суженному платежеспособному спросу. Различия в результатах этих поисков очевидны.

В связи с сокращением в 1980-90-е годы численности специалистов, выполнявших научные исследования и разработки, большое значение приобрела подготовка научных кадров силами научно-образовательных учреждений региона. Во-первых, уже в студенческие годы 10% студенток вузов и 30 % студентов вузов начинают заниматься научно-исследовательской работой  под руководством опытных преподавателей.  Во-вторых,  в Архангельской области подготовку научных и научно-педагогических кадров осуществляют четыре организации, имеющие аспирантуру и докторантуру, (ПГУ, СГМУ, АГТУ, ИЭПС УрО РАН). Количество диссертационных советов за последние пять лет увеличилось с 4 (по 5 специальностям) до 8 (по 16 специальностям), а численность аспирантов - с 228 чел. (по 40 специальностям) до более 400 чел. (по 57 специальностям). Общее число докторантов в области в 2001 году возросло и составило 32 чел., из них 18 чел. в возрасте до 40 лет и 14 - в возрасте от 40 до 49 лет. Это резерв научного потенциала и задача не только выучить молодых людей, но и закрепить их в научных учреждениях.

К сожалению, не все выпускники аспирантуры или докторантуры остаются работать в научных учреждениях и вузах. Основные причины этого: низкая заработная плата, нестабильное социально-экономическое положение ученых, неудовлетворительное решение социально-бытовых вопросов (таблица 2). Решение этих проблем делает необходимым разработку региональной программы поддержки молодых ученых и вовлечения молодежи в сфере научно-технической деятельности, а также комплекса мер прямого и косвенного стимулирования научной деятельности.     

Уровень стипендий (и зарплат) молодых ученых
в научных организациях Архангельской области