III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА
в 2001-2003 годах
1. Увеличение занятости населения
Занятость экономически активного населения будет обеспечиваться прежде всего сохранением рабочих мест за счет более полного использования производственных фондов и увеличения эффективности их функционирования, а также повышением инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест.
В целях повышения инвестиционной активности предусматривается привлечение иностранного капитала.
В приоритетном порядке будут осуществляться меры государственной поддержки лесной, деревообрабатывающей н целлюлозно-бумажной промышленности (в среднем, прирост на 21%) за счет реконструкции и технического перевооружения предприятий - экспортеров.
В период до 2003 года предполагается увеличение занятости за счет развития малого предпринимательства.
Для увеличения занятости населения предлагается:
- разработать н утвердить программу развития общественных работ;
- за счет всех источников финансирования на территории области создать дополнительно 18-21 тыс. рабочих мест, в том числе в 2001 году - 7,0 тыс. рабочих мест;
- организовывать упреждающую профессиональную подготовку работников на производстве до их увольнения;
- содействовать малому бизнесу, самостоятельной занятости мелких собственников, поощрять формы гибкой (частичной) занятости, особенно среди женщин;
- организовать работу службы занятости по выполнению контрольных показателей занятости, предусмотренных в Основных направлениях программы;
- содействовать мобильности рабочей силы путем пополнения областного банка вакансий для трудоустройства граждан, желающих переехать в другую местность.
2. Повышение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест
Всю деятельность службы занятости необходимо сориентировать на максимально полное удовлетворение текущих и перспективных потребностей работодателей как покупателя рабочей силы, на постоянное согласование возможностей службы занятости с кадровыми запросами предприятий и организаций.
Это предполагает:
- тщательный учет, изучение структуры, динамики, а также прогнозирование данных запросов (неудовлетворенных потребностей); создание и совершенствование системы работы по максимальному приспособлению к ним контингента ищущих работу граждан: целенаправленное воздействие на работодателей (взаимодействие с ними по всем направлениям работы: трудоустройство, создание, сохранение и квотирование рабочих мест, организация общественных и временных работ, «Молодежная практика», информированность и др.);
- координацию работы всех, кто, как социальные партнеры, действует на рынке труда, влияет на его конъюнктуру (соотношение спроса и предложения) и емкость (возможности трудоустройства): органов государственной власти и местного самоуправления, службы занятости, союзов работодателей и профессиональных союзов.
3. Повышение стимулов активного поиска работы безработных
В рамках действующего законодательства с использованием всех наработанных форм и накопленного опыта будет продолжена работа по повышению качества рабочей силы, находящейся на учете в службе занятости, сделан упор на формирование (или усиление) у каждого клиента службы мотивации к активному поведению на рынке труда и поддержанию высокого уровня индивидуальной конкурентоспособности. Повышение стимулов активного поиска работы безработных предусматривает:
- приближение «потенциала трудоустройства» незанятых граждан к уровню тех, кто успешно ищет работу самостоятельно. Увеличение и улучшение качества посреднических услуг будут достигаться за счет совершенствования всей системы работы службы занятости с работодателями, особенно с теми, кто работает в сфере малого и среднего предпринимательства;
- поддержание ориентации «трудных» безработных на занятость и обеспечение их доходов на период трудоустройства. Программы социальной адаптации безработных граждан «Клуб ищущих работу», «Новый старт» будут продолжать выступать важным фактором содействия трудоустройству, помогая безработным и незанятым гражданам преодолеть психологические последствия потери работы, поднять самооценку, усилить мотивацию к самостоятельному поиску работы, развить необходимые навыки, снять состояние стресса, повысив тем самым конкурентоспособность, и адаптироваться на рынке труда;
- среди мер содействия занятости «трудоустраиваемых» категорий, а также граждан, ищущих работу, основным направлением, как и прежде, останутся общественные работы;
- создание банков данных высококвалифицированных работников и экспресс-банков;
- совершенствование системы информации и рекламной деятельности на рынке труда.
4. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы
Решение задач повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы предполагает:
- совместную работу Департамента ФГСЗН по Архангельской области и Департамента образования администрации области по вопросам занятости; по лицензированию деятельности образовательных учреждений; координации объемов и профилей подготовки молодежи (новой рабочей силы) в учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда; бронированию учебных мест в бюджетных группах для безработных и незанятых граждан, направляемых службой занятости; обеспечению конкурсного отбора учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку работников по договорам со службой занятости;
- развитие услуг службы занятости по обучению безработных граждан и незанятого населения, поддержке и организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения;