Дошкольное образование
В последние 5 лет по причинам как экономического, так и демографического характера произошло значительное сокращение количества дошкольных образовательных учреждений с 944 в 1995 году до 567 в 2000 году.
В связи с низкой платежеспособностью населения при наличии достаточного количества мест в дошкольных учреждениях сократился охват детей услугами дошкольного образования, в результате чего снизился уровень подготовки детей к обучению в школе, не обеспечивается своевременный контроль за состоянием их развития.
Общее образование
При незначительном сокращении общего числа школ удалось сохранить число средних школ, что позволяет обеспечить условия для получения молодежью среднего (полного) общего образования. Развивается практика получения среднего образования через обучение в вечерних школах, в форме семейного образования, экстерната.
Вследствие демографических факторов произошло сокращение сети сельских малокомплектных начальных школ.
Общеобразовательные учреждения испытывают острый недостаток в современном учебном оборудовании, учебниках нового поколения. Не решена полностью проблема подвоза учащихся сельских школ.
Существующая сеть лицеев и гимназий не в полной мере удовлетворяет потребности молодежи в общем образовании повышенного уровня.
Специальное (коррекционное) образование детей с ограниченными возможностями здоровья
В системе образования и социальной защиты населения увеличилось число учреждений, оказывающих психолого-педагогическую и медицинскую поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья. Формируется система ранней диагностики и кадрового обеспечения данного типа образования. Вместе с тем принимаемые меры не в полной мере обеспечивают потребности населения в оказании коррекционной помощи, раннем выявлении и диагностировании нарушений здоровья детей.
Дополнительное образование и воспитание детей и подростков
Формирование личности ребенка строится на сочетании российских и региональных традиций воспитания. В системе образования области сохранилась сеть учреждений дополнительного образования детей, вместе с тем только 34,5% из них занимаются в учреждениях данного типа. В большинстве сельских районов они функционируют лишь в районных центрах, что ограничивает возможности для занятости большего количества детей, развития их творческих способностей.
Ослабление воспитательных функций семьи не удалось в полной мере компенсировать воспитательными функциями учреждений образования. Сохранение остроты проблемы обусловлено и снижением в предыдущие годы роли детских общественных организаций.
Начальное профессиональное образование
Сеть учреждений начального профессионального образования обеспечивает реализацию права населения на получение профессиональной подготовки. Подготовка осуществляется по 88 профессиям, что позволяет удовлетворить потребности в квалифицированных рабочих кадрах практически всех отраслей экономики области.
В то же время отсутствие финансирования учреждений начального профессионального образования в полном объеме со стороны федерального бюджета не обеспечивает своевременное создание условий для организации подготовки по новым специальностям с учетом конъюнктуры рынка труда.
Сохраняет остроту проблема трудоустройства выпускников данных учреждений.
Среднее и высшее профессиональное образование
29 государственных, муниципальных и негосударственных специальных учебных заведений и подразделений вузов обеспечивают подготовку специалистов среднего звена по 70 специальностям.
За пять лет количество учреждений высшего профессионального образования в области увеличилось с 7 до 26, главным образом за счет филиалов государственных и негосударственных вузов городов Москвы и Санкт-Петербурга. Соответственно увеличилась общая численность студентов - с 17 тыс. до 31 тыс. (из них на бюджетной основе - 18 тыс.), что составляет 206 студентов на 10 тыс. населения. Это свидетельствует о востребованности высшего профессионального образования. Но при этом резко сократился приток молодых специалистов в учреждения образования и здравоохранения, особенно в сельской местности, в связи с отказом от обязательного трудоустройства и неразвитостью системы контрактной подготовки.
Хотя количество специальностей высшего образования за последние 5 лет также возросло - с 55 до 78, потребности социально-экономического комплекса области в высококвалифицированных кадрах удовлетворяются не в полной мере. Так, в существующих высших учебных заведениях не осуществляется полномасштабная подготовка кадров для таких отраслей, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, связь, железнодорожный, морской и речной транспорт.
Ограниченность средств федерального бюджета на научную работу, повышение квалификации, укрепление учебно - материальной базы сказывается на качестве профессионального образования. Нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров затрудняет организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников.
Учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Увеличившееся вдвое за последние 5 лет количество учреждений данного типа позволяет оперативно решать проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем вызывает озабоченность сокращение числа детей, переданных на воспитание в семьи граждан, что объясняется недостаточным развитием института приемной семьи и отсутствием мер по социальной защите семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без опеки родителей. Сохраняется проблема постинтернатной адаптации выпускников данных учреждений.
Состояние здоровья обучающихся
Вследствие объективных и субъективных факторов, среди которых несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим нормам, необеспеченность полноценным питанием и другие, сохраняется отрицательная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и учащейся молодежи. Общий уровень заболеваемости детей на 16,8% превышает среднероссийский. Недостаточна система профилактических мероприятий. Многие дети с выявленной патологией в развитии не имеют возможности получить своевременную медицинскую помощь.
Педагогические кадры
Образовательные учреждения в основном обеспечены педагогическими кадрами, за исключением учителей иностранного языка, психологов, социальных педагогов, учителей-дефектологов.