ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 1999 года N 354
О Концепции развития и совершенствования
областной службы медицины катастроф
___________________________________
Утратил силу на основании
постановления Главы администрации области
от 24 декабря 2004 года N 206
___________________________________
В целях совершенствования эффективности оказания экстренной лечебно - профилактической и санитарно - эпидемиологической помощи населению области при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития и совершенствования областной службы медицины катастроф.
2. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований руководствоваться основными положениями Концепции развития и совершенствования областной службы медицины катастроф при разработке мероприятий, направленных на улучшение оказания медицинской помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне.
3. Возложить функцию координатора деятельности по реализации настоящей концепции на заместителя председателя правительства администрации области Румянцеву Т.Д.
Глава администрации
А.А.Ефремов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Главы администрации области
от 15 декабря 1999 г. N 354
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОБЛАСТНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
1. Введение
Настоящая Концепция развития и совершенствования областной службы медицины катастроф (далее - Концепция) разработана в целях реализации Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф", федеральной целевой программы "Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф на 1997 - 2001 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 22 января 1997 г. N 51, а также постановления Главы администрации Архангельской области от 30 декабря 1997 г. N 459 "О создании Архангельской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Настоящая Концепция определяет механизм и пути развития и совершенствования областной службы медицины катастроф (ОСМК) на областном и муниципальном уровнях.
2. Состояние проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Необходимость совершенствования организации медико - санитарной помощи населению области при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) диктуется прежде всего тем, что на территории области находится большое количество производственно - технологических комплексов, содержащих запасы горюче- смазочных, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых (аварийно - химически - опасных) и радиоактивных веществ, использующих в ряде случаев, устаревшие технологии и оборудование, способные при определенных условиях вызвать ЧС вследствие техногенных аварий на этих объектах.
Серьезную опасность представляют крупные транспортные катастрофы (автомобильные, авиационные, железнодорожные, морские, речные), которые нередко сопровождаются массовыми поражениями и гибелью людей, материальным и экологическим ущербом. Сохраняется угроза возникновения природных катастроф (штормов, ураганов, наводнений, затоплений населенных пунктов, снежных заносов, лесных и торфяных пожаров и других).
Тревогу вызывает значительное увеличение числа групповых инфекционных заболеваний, пищевых токсикоинфекций и эпидемий.
Актуальной становится проблема организации медико - санитарной помощи населению в ограниченных военных и социальных конфликтах, при осуществлении террористических актов и т.п.
Анализ ЧС, имевших место в последние годы, показывает, что количество и масштабы стихийных бедствий, аварий и катастроф неуклонно возрастает в мире, стране и в нашей области. Так, в 1998 году на территории области зарегистрировано 57 ЧС с наличием медико - санитарных последствий, соответствующих областным критериям. При этом погибло 44 человека, пострадало 747 человек, из которых 474 человека госпитализированы. А за 10 месяцев текущего года имели место 72 ЧС (57 человек погибло, 652 - получили повреждения, в том числе 398 человек госпитализированы).
Сказанное свидетельствует об исключительной актуальности, важности задач по организации и оказанию медико - санитарной помощи населению при ликвидации ЧС. Учитывая, что в ближайшем будущем число аварий, катастроф, стихийных бедствий вряд ли будет уменьшаться, необходимо совершенствовать в системе здравоохранения ОСМК, повышать знания, приобретать умения и навыки работы в экстремальных условиях ЧС по вопросам медицины катастроф всех медицинских работников, спасателей, личного состава служб общественной безопасности и различных категорий населения.
В настоящее время в Архангельской государственной медицинской академии студентам преподается курс "Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях" (ОМОН ЧС), а при факультете усовершенствования врачей введен курс подготовки врачебных кадров по медицине катастроф. В средних медицинских учебных заведениях г.г.Архангельска и Северодвинска осуществляется как дипломная, так и последипломная подготовка учащихся, медицинских сестер и фельдшеров по вопросам медицины катастроф. Преподавание этого предмета требуется ввести в медицинских училищах г.г.Котласа и Няндомы.
Необходима организация регулярной подготовки специалистов ОСМК как на центральных базах Всероссийской службы медицины катастроф, так и путем организации выездных циклов. Для достижения этой цели и улучшения подготовки личного состава формирований ОСМК, повышения их готовности к работе в ЧС требуется выделение целевым назначением финансовых средств из областного бюджета.
Крайне важно теоретическое и практическое обучение водителей транспортных средств различных категорий, личного состава служб общественной безопасности (штатные и нештатные спасатели, ГИБДД, патрульно - постовая служба, противопожарная охрана и т.п.) и населения приемам и способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ЧС. Для создания учебной базы их подготовки также необходимо выделение средств из областного бюджета, а сама подготовка вышеуказанных лиц должна идти за счет средств соответствующих предприятий и учреждений.
Созданная в 1992 году ОСМК функционально объединяет службы медицины катастроф учреждений здравоохранения городов и районов области (включая центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора), медицинские службы воинских частей ЛенВО и Северного флота, а также предназначенные для ликвидации медико - санитарных последствий ЧС силы и средства Центральной медико - санитарной части - 58 (ЦМСЧ-58), больницы им.Семашко, больнично - поликлинического комплекса УВД области, отделенческих и узловых больниц управления Северной железной дороги и медицинский персонал учреждений областного управления социальной защиты населения. Руководство и координацию деятельности этих ведомств осуществляет департамент здравоохранения администрации области и межведомственная координационная комиссия ОСМК.
Главной задачей ОСМК является организация и своевременное оказание пострадавшему населению необходимой медицинской помощи и обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения в ЧС.
По состоянию на сегодняшний день ОСМК для ликвидации крупномасштабных ЧС представлена нештатными формированиями службы (бригадами специализированной медицинской помощи хирургического и терапевтического профиля, в том числе и постоянной готовности (БСМП ПГ) врачебно - сестринскими бригадами и бригадами экстренной доврачебной помощи, создаваемых в ЛПУ, врачебными и фельдшерскими бригадами скорой медицинской помощи).
Кроме того, в случае возникновения ЧС ЛПУ области способны привести в готовность и перепрофилировать более 3000 коек для приема пострадавших (пораженных). На базе центров госсанэпиднадзора в городах и районах области сформированы санитарно - эпидемиологические отряды (СЭО), санитарно - эпидемиологические бригады (в т.ч. эпидемиологические, токсикологические (санитарно - гигиенические) и радиологические), созданы и готовятся к работе группы эпидемиологической разведки (ГЭР).
В организации медико - санитарного обеспечения населения в ЧС важное значение имеет создание резерва медицинского имущества. Это диктуется прежде всего слабым обеспечением им на муниципальном уровне.
На сегодняшний день нештатные формирования ОСМК лишь на 13% оснащены медимуществом, а медицинское имущество неснижаемого запаса ("НЗ") на случай ЧС, хранящееся в медицинских учреждениях области составляет 84,2% от потребного количества. Дополнительно к имеемому необходимо создать запасы медимущества для пострадавших не только с механическими травмами и ожогами, но и для пораженных СДЯВ (АХОВ) и радиоактивными веществами в категорированных и химически-, радиоактивно - опасных городах.
Медицина катастроф - это отрасль медицины, изучающая медико - санитарные последствия природных и техногенных аварий и катастроф, принципы и организацию их ликвидации. Отрасль нуждается в научных разработках решаемых ее задач. За прошедшие годы разработаны теоретические основы создания ОСМК, система организации оказания медицинской помощи населению в ЧС, проведен ряд практических мероприятий по созданию и обеспечению функционирования сил и средств ОСМК на территориальном и местном уровнях. Однако это далеко недостаточно и требуется дальнейшая научная проработка целого ряда организационных и клинических задач, что, в свою очередь, требует целевого финансирования.
Одна из главных проблем заключается в том, что на практике пока еще отсутствует цельная система управления ОСМК, объединяющая входящие в нее силы и средства различных управлений и ведомств. В целях ее решения следует создать областной центр медицины катастроф (ОЦМК), способный взять на себя функции штаба и организатора работы службы во всех режимах ее деятельности на территории области.
Для улучшения подготовки всего персонала здравоохранения и личного состава формирований ОСМК, повышения их готовности следует обеспечить систематическое издание информационных материалов по службе. Решение этих вопросов невозможно без выделения финансовых средств из областного бюджета.
Решение организационных задач ОСМК позволит обеспечить надлежащее функционирование всей системы службы, оперативное реагирование ее формирований на ЧС и снизит людские и материальные потери при возникновении природных, техногенных и социальных катастроф.
3. Основные цели и задачи
Концепции
Целью Концепции является предупреждение и ликвидация медико - санитарных последствий ЧС, обеспечение готовности и дальнейшего совершенствования деятельности ОСМК по своевременному и эффективному оказанию медико - санитарной помощи населению при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях.
Для достижения поставленных целей Концепция предусматривает решение следующих задач:
1. Обеспечение дальнейшего развития и совершенствования управления ОСМК путем создания и организации деятельности ОЦМК.
2. Повышение готовности ОСМК к оказанию экстренной медицинской помощи и лечению пораженных и больных в ЧС.
3. Совершенствование санитарно - гигиенического и противоэпидемического обеспечения населения в ЧС.
4. Совершенствование организационных форм и методов работы судебно - медицинских формирований ОСМК по экспертизе погибших и освидетельствованию пострадавших.
5. Разработка, внедрение и совершенствование системы медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации ЧС.
6. Совершенствование медицинского обеспечения при химических и радиационных авариях.
7. Внедрение и совершенствование системы аттестации формирований и их персонала к действиям в ЧС.
8. Создание областного резерва медицинского имущества на случай ЧС и оснащение медицинским имуществом ОСМК.
9. Материально - техническое обеспечение ОСМК.
10. Усовершенствование знаний медицинских кадров всех уровней, подготовка спасателей, личного состава служб общественной безопасности, различных категорий населения к эффективному оказанию медицинской помощи в ЧС.
11. Осуществление международного и межтерриториального сотрудничества в области медицины катастроф.
Реализация представленных задач и достижение цели настоящей Концепции осуществляется путем разработки и утверждения временных программ ОСМК.
Составные части Концепции
4.1. Обеспечение дальнейшего развития и совершенствования
областной службы медицины катастроф
Эффективность лечебно - профилактического и санитарно - эпидемиологического обеспечения населения в ЧС во многом определяется организацией управления, структурой, формами и методами работы ОСМК, системой подготовки и переподготовки ее специалистов.
В этой связи необходимы:
- создание областного центра медицины катастроф (ОЦМК) и осуществление организации его работы в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности лечебно - профилактических, санитарно - эпидемиологических учреждений и формирований к скоординированным действиям в условиях возникновения и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и эпидемий как на областном, так и на муниципальных уровнях с учетом прогнозов возможного возникновения медико - санитарных последствий различного масштаба на территории области, а также необходимости рационального привлечения и использования соответствующих сил и средств ОСМК;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки различных категорий работников областного и муниципального здравоохранения, специалистов ОСМК по организационным и клиническим вопросам медицины катастроф;
- обучение профессиональных контингентов на транспорте, личного состава служб общественной безопасности, различных категорий населения приемам и способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Нуждаются в улучшении формы и методы обучения, организации и программы подготовки лиц, участвующих в ликвидации последствий ЧС различного характера.
Создание, развитие и совершенствование автоматизированной информационно - управляющей системы ОСМК и использование банка данных на областном и местном уровнях позволят оперативно решать поставленные задачи по сохранению жизни и здоровья людей.
Готовность ОСМК к выполнению задач в ЧС во многом определяется ее обеспеченностью медицинским имуществом и оборудованием. В сложившихся сложных финансово - экономических условиях отмечается недостаточное обеспечение учреждений и формирований медицинской техникой, лекарствами, перевязочными материалами и другим медицинским имуществом.
Основными направлениями деятельности по обеспечению ОСМК оборудованием и имуществом являются:
1. Создание при базовых ЛПУ области оперативно - тактического резерва медицинского имущества, предназначенного для обеспечения первоочередных работ при ликвидации ЧС.
2. Создание запасов медицинского имущества и портативного оборудования в областном центре медицины катастроф для обеспечения бригад специализированной медицинской помощи постоянной готовности, экстренно направляемых к месту возникновения ЧС.
4.2. Экстренная медицинская помощь
и лечение населения в чрезвычайных ситуациях
Одной из основных задач ОСМК является организация и осуществление медико - санитарного обеспечения населения при ликвидации ЧС, а также создание мобильных формирований службы для выдвижения в зону ЧС с целью оказания медицинской помощи.
Основными направлениями работ по обеспечению оказания экстренной медицинской помощи и лечения населения в ЧС являются:
4.2.1. Обеспечение работы формирований ОСМК в повседневной деятельности и при ликвидации ЧС.
4.2.2. Обеспечение готовности лечебно - профилактических учреждений области к выделению коек постоянной готовности, к приему, сортировке пострадавших (пораженных) в ЧС, оказанию им различных видов медицинской помощи и лечению до определенного исхода.
4.2.3. Разработка и внедрение диагностических и лечебных технологий (стандартов) медицинского обеспечения пораженных и населения в ЧС.
4.2.4. Внедрение новой медицинской техники для ОСМК.
Совершенствование службы скорой медицинской помощи, являющейся составной частью ОСМК, определяется отдельной программой.
4.3. Санитарно - гигиеническое и противоэпидемическое
обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях