Статья 30. Право на предвыборную агитацию
1. В период выборов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям, избирательным объединениям, избирательным блокам, а также зарегистрированным кандидатам свободное проведение агитации в соответствии с федеральными и областными законами.
2. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрированные кандидаты вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата.
3. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
4. Агитация при проведении выборов может проводиться:
- через средства массовой информации;
- путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций);
- путем выпуска и распространения агитационных печатных, аудиовизуальных и иных материалов;
- в других установленных федеральными и областными законами формах.
5. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, граждане вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации.
6. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
Статья 31. Сроки проведения агитации
1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
2. В день выборов и в предшествующий день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.
3. В течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами.
4. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, начинается после завершения регистрации всех кандидатов и проведения жеребьевки между зарегистрированными кандидатами с целью распределения между ними эфирного времени и печатной площади, но не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
Статья 32. Общие условия доступа зарегистрированных кандидатов к средствам массовой информации
1. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы и (или) которые финансировались в течении года до назначения выборов из федерального, областного или местного бюджета, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации.
(пункт в редакции областного закона от 10 декабря 2003 года N 210-26-ОЗ - см. предыдущую редакцию).
Перечень указанных средств массовой информации публикуется территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 50 дней до дня проведения выборов.
2. Средства массовой информации, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время или печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Предоставление эфирного времени и печатной площади по договору должно осуществляться на равных условиях. Оплата эфирного времени и печатной площади должна осуществляться исключительно через соответствующие избирательные фонды и до предоставления эфирного времени и печатной площади.
(первое предложение пункта признано противоречащим федеральному законодательству и не действующим на основании решения Архангельского областного суда от 27 мая 2003 года (вступает в силу 11 июня 2003 года) (Официальное сообщение Архангельского областного суда от 20 июня 2003 года)).
3. Размер оплаты эфирного времени и печатной площади должен быть опубликован соответствующими средствами массовой информации не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Статья 33. Условия проведения предвыборной агитации по телевидению и радио
1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах муниципальных и иных местных телерадиокомпаний, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона и осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на территорию муниципального образования. Объем бесплатного эфирного времени устанавливается организацией, осуществляющей теле-радиовещание, совместно с территориальной избирательной комиссией. Это эфирное время должно предоставляться зарегистрированным кандидатам в период, который начинается за 25 дней до дня голосования и заканчивается за день до дня голосования по дням выхода в эфир. Время вещания распределяется между зарегистрированными кандидатами на равных основаниях. Распределение эфирного времени осуществляется путем жеребьевки, проводимой территориальной избирательной комиссией с участием представителей соответствующей телерадиокомпании. На жеребьевке вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 статьи 14 настоящего закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом территориальной избирательной комиссии.
2. Не менее половины от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится зарегистрированным кандидатам для совместного проведения дискуссий, “круглых столов” и иных агитационных мероприятий. Этой долей бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты должны пользоваться на равных основаниях.
(пункт в редакции областного закона от 10 декабря 2003 года N 210-26-ОЗ - см. предыдущую редакцию).
3. Телерадиокомпании, относящиеся к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации зарегистрированными кандидатами. Платное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующему зарегистрированному кандидату по его требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех зарегистрированных кандидатов и опубликован не позднее чем за 45 дней до дня голосования. При этом каждый зарегистрированный кандидат вправе использовать из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Дата и время выхода в эфир кандидатов определяется жеребьевкой, проводимой телерадиокомпанией с участием кандидатов или их доверенных лиц.