АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
от 26 октября 1999 года N 159-25-ОЗ
О компетенции органов государственной власти
Архангельской области и органов местного самоуправления
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
__________________________________________________
Утратил силу на основании Областного закона
от 20 сентября 2005 года N 85-5-ОЗ
__________________________________________________
Настоящий закон определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Архангельской области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Архангельской области или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие данного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно - правовой формы (далее - организаций), и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 1. Основные понятия
Основные понятия, определения и термины, используемые в настоящем законе, изложены в Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Статья 2. Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативно - правовых актов Архангельской области
.
Статья 3. Полномочия главы администрации Архангельской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава администрации области:
- определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Архангельской области и настоящим законом основные направления государственной политики Архангельской области и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов Архангельской области постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- определяет направления предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием научных достижений, в том числе в области экологии с привлечением юридических и физических лиц, способных обеспечить выполнение поставленных задач;
- определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство областной подсистемой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- вносит на рассмотрение областного Собрания депутатов предложения по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, требующих дополнительных затрат из областного бюджета;
- вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии с федеральным законодательством на территории области или в отдельных её районах и городах чрезвычайный режим функционирования областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создает постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- принимает решения о привлечении сил и средств Архангельской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях;
- создает областные резервы финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определяет порядок их использования, порядок и размер финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- выходит с ходатайством к Президенту Российской Федерации о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций воинских частей, других войск и воинских формирований.
Статья 4. Полномочия областного Собрания депутатов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Архангельское областное Собрание депутатов:
- принимает законы в области защиты населения и территорий Архангельской области от чрезвычайных ситуаций;
- осуществляет законодательное регулирование порядка образования и деятельности областного фонда для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и контроль за его исполнением;
- рассматривает предложения главы администрации Архангельской области по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, требующим дополнительных затрат из областного бюджета.
Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в пределах своих прав и полномочий:
- осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действий в этих ситуациях;
- принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
- осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти области;
- содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
- создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 6. Органы управления Архангельской области, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
При органах государственной власти области и органах местного самоуправления создаются постоянно действующие органы управления (управления, отделы), специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях.
Статья 7. Полномочия органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- оценивает возможную обстановку при чрезвычайных ситуациях, разрабатывает план мероприятий по защите населения и территорий с использованием последних научных достижений и привлечением всех возможных сил и средств;
- организует проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- руководит по поручению главы администрации области работами по ликвидации аварий, катастроф, стихийных или иных бедствий;
- обеспечивает оповещение населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, организует и осуществляет мероприятия по устойчивому функционированию системы централизованного оповещения и связи областного и местного уровней в повседневных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечивает устойчивое управление мероприятиями по их предупреждению и ликвидации;
- координирует деятельность областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- участвует в реализации федеральных законов и целевых программ, в разработке и реализации областных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территорий, повышение устойчивости функционирования объектов экономики;
- осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- координирует создание областного фонда для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, контролирует его целевое использование;
- осуществляет государственную экспертизу совместно с органами исполнительной власти области, государственный надзор и контроль на территории области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- определяет в соответствии с федеральными нормативными актами порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- совместно с другими особо уполномоченными органами контролирует режим хранения, условия перевозки и порядок использования опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;
- организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
- разрабатывает особые меры контроля за соблюдением безопасности на предприятиях и в организациях, деятельность которых может вызвать чрезвычайную ситуацию техногенного характера.
Статья 8. Обязанности органов исполнительной власти Архангельской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1. Органы исполнительной власти Архангельской области организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере своей деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и Архангельской области.
2. Органы исполнительной власти Архангельской области:
а) по отношению к подведомственным организациям:
- разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
- утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по совершенствованию радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения с привлечением последних достижений науки;
- организуют финансирование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их выполнение;
- организуют и обеспечивают проведение научно - исследовательских, опытно - конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности.
б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:
- осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;
- разрабатывают и доводят до сведения организаций требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты работников организаций и населения.
3. Руководители органов исполнительной власти Архангельской области несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за не надлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Органы исполнительной власти Архангельской области принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности специальных органов и подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по согласованию с областным Собранием депутатов.
5. Органы исполнительной власти Архангельской области, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 9. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организации обязаны:
- планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций , обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
- создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
- создавать резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;