АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О порядке разработки, внесения
и принятия законодательных
актов Архангельской области
(с изменениями на 24 мая 2000 года)
__________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2002 года на основании
областного закона от 19 сентября 2001 года N 62-8-ОЗ
__________________________________________________
___________________________________________________________________________________
В тексте закона учтены изменения и дополнения, внесенные:
областным законом от 24 мая 2000 года N 208-29-ОЗ.(Газет "Волна" от 20 июня 2000 года N 24(685).
_________________________________________________________________________
Статья 1
По предметам совместного ведения Российской Федерации и Архангельской области и по предметам ведения Архангельской области, а также по другим наиболее важным вопросам социально-экономического развития территории области Архангельское областное Собрание депутатов (далее - областное Собрание депутатов) принимает областные законы и иные нормативные правовые акты.
Статья 2. Право законодательной инициативы
Право законодательной инициативы внесения проектов законов и иных нормативных правовых актов (далее - законопроектов) в областное Собрание депутатов согласно Уставу Архангельской области имеют депутаты, постоянные комиссии Собрания, Глава администрации области, органы местного самоуправления, по вопросам их ведения областной суд, арбитражный суд области, прокуратура области, избирательная комиссия Архангельской области, областные объединения профессиональных союзов (далее - субъекты законодательной инициативы, инициаторы законопроектов), а также Глава администрации Ненецкого автономного округа и Собрание депутатов Ненецкого автономного округа в части ратификации договоров о взаимоотношениях между областью и округом.
Проекты законов и постановлений, исходящие от государственных и общественных органов, не обладающих правом законодательной инициативы, или от граждан, могут быть внесены в областное Собрание депутатов через соответствующие субъекты законодательной инициативы.
(Текст статьи 2 в редакции, введенной Областным законом от 8 октября 1998 года N 91-18-ОЗ).
Статья 3. Условия внесения законопроекта
1. При внесении законопроекта в порядке законодательной инициативы в областное Собрание депутатов предоставляются вместе с текстом законопроекта следующие документы:
а) обоснование, определяющее цель законопроекта, а также прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий его принятия;
б) перечень законов и иных нормативно-правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного закона;
в) проект решения областного Собрания
(пункт включен дополнительно областным законом от 24 октября 1996 г. N 9-4-ОЗ)
2. Проекты областных законов вносятся в областное Собрание за 21 день до начала работы очередной сессии.
(пункт включен дополнительно областным законом от 24 октября 1996 г. N 9-4-ОЗ)
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы из бюджета области, могут быть приняты и рассмотрены областным Собранием депутатов только при наличии заключения главы администрации области.
(абзац в редакции, введенной в действие областным законом от 24 октября 1996 г. N 9-4-ОЗ)
Глава администрации области в двухнедельный срок со дня предоставления законопроекта в областную администрацию направляет в областное Собрание депутатов свое заключение.
(абзац в редакции, введенной в действие областным законом от 24 октября 1996 г. N 9-4-ОЗ)
Если форма представленного законопроекта не отвечает основным требованиям настоящего закона или не представлены необходимые документы, указанные в части 1 статьи 3, мотивированное решение об отклонении данного законопроекта принимается на сессии областного Собрания депутатов без обсуждения.
(абзац в редакции, введенной в действие областным законом от 24 октября 1996 г. N 9-4-ОЗ)
Статья 4. Работа комиссий (рабочих групп) над законопроектом
1. Законопроект, подлежащий рассмотрению областным Собранием депутатов, направляется председателем в соответствующую постоянную комиссию, временную комиссию или рабочую группу, а также администрацию Архангельской области. При этом устанавливается срок для подготовки замечаний и предложений по тексту законопроекта.
2. По решению временной комиссии, рабочей группы или постоянной комиссии областного Собрания депутатов законопроект может направляться на заключение государственных и общественных органов или подвергаться научной экспертизе независимых специалистов.
3. Обсуждение законопроекта в комиссиях происходит открыто, в них может принимать участие любой депутат областного Собрания депутатов с правом совещательного голоса, а также представители субъектов законодательной инициативы и средств массовой информации, общественность.
Если по одному и тому же вопросу имеется два законопроекта или более, они рассматриваются комиссией одновременно.
Статья 5. Направление законопроекта для внесения на рассмотрение сессии
1. Подготовленный законопроект и материалы к нему комиссией или рабочей группой возвращаются в установленный срок председателю областного Собрания депутатов для внесения на рассмотрение сессии областного Собрания.
Председатель областного Собрания депутатов после обсуждения совместно с председателями постоянных комиссий и своим заместителем и с учетом представленных заключений включает данный законопроект в проект повестки дня сессии областного Собрания депутатов, приглашает на сессию заинтересованных в обсуждении законопроекта лиц.
2. Одновременно законопроект вместе с необходимыми материалами направляется во все постоянные комиссии областного Собрания депутатов и Главе администрации области, органам местного самоуправления.
Статья 6. Депутатские слушания законопроектов
1. По инициативе председателя областного Собрания депутатов, его заместителя, председателей постоянных комиссий, депутатов в целях глубокой проработки могут проводиться слушания по представленным для рассмотрения или включенным в проект повестки дня законопроектам.
Слушания проводятся без лимитирования численности депутатов и других участников слушания.
2. О времени, месте слушаний аппаратом областного Собрания депутатов своевременно доводится до сведения депутатов. Необходимые материалы и документы к слушаниям готовят инициаторы их проведения.
Статья 7. Чтение законопроектов
1. Рассмотрение законопроектов, внесенных в областное Собрание депутатов, осуществляется в двух, трех чтениях.
2. Текст законопроекта, подготовленного к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему, представленные субъектом законодательной инициативы, направляются через аппарат областного Собрания депутатов депутатам не позднее чем за семь дней до начала рассмотрения данного законопроекта.
(статья в редакции, введенной в действие областным законом от 24 октября 1996 г. N 9-4-ОЗ; от 24 мая 2000 года N 208-29-ОЗ).
Статья 8. Первое чтение законопроекта
1. При рассмотрении областным Собранием депутатов законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, дается общая оценка концепции законопроекта и решается вопрос о необходимости его принятия. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада председателя комиссии областного Собрания депутатов (рабочей группы).
2. При рассмотрении законопроекта в первом чтении областное Собрание депутатов заслушивает предложения и замечания депутатов, Главы администрации области, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.
3. При рассмотрении законопроектов, связанных с расходами, покрываемыми за счет областного бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение Главы администрации области.
При внесении двух и более законопроектов (альтернативных) по одному и тому же вопросу областное Собрание депутатов одновременно обсуждает и определяет голосованием, какой из них принять за основу для дальнейшей работы.
Законопроект считается принятым за основу дальнейшей работы, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов областного Собрания депутатов.
Статья 9. Результаты первого чтения законопроекта
1. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении областное Собрание депутатов может принять одно из следующих решений:
а) принять законопроект в первом чтении с рекомендацией окончательного рассмотрения во втором чтении;
б) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений во втором чтении;
в) отклонить законопроект с предложением изменить его концепцию, основные положения и представить для рассмотрения в первом чтении;
г) отклонить законопроект в целом.
(пункт 1 в редакции областного закона от 24 мая 2000 года N 208-29-ОЗ).
2. В случае принятия законопроекта в первом чтении областное Собрание депутатов может установить срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение. Областное Собрание депутатов может принять решение об областном всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.
Статья 10. Внесение поправок к законопроекту
1. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в письменном виде в соответствующую комиссию. Поправки вносятся в виде текста изменений и (или) дополнений в статьи законопроекта либо предложений об исключении отдельных пунктов, частей или статей законопроекта. Поправки не должны противоречить нормам Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству Российской Федерации, Уставу области.
2. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить Глава администрации области непосредственно или его полномочный представитель, депутаты, комиссии и группы депутатов. Прокурор области, областной суд, арбитражный суд области вносят поправки к законопроекту по вопросам их ведения.
Статья 11. Процедура работы с поправками к законопроекту
1. Инициатор законопроекта изучает поправки, проводит их обобщение и экспертизу на предмет их возможного противоречия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Уставу области, доводит до сведения авторов поправок, признанных в результате экспертизы не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Уставу области, что рассмотрение поданных ими заявок невозможно до внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство и Устав области.
Представители органов и лица, внесшие поправки, вправе уточнять их текст в ходе обсуждения поправок в комиссии.
2. Сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на заседании соответствующей постоянной комиссии, которая вправе согласиться с ними и предложить инициатору законопроекта включить в текст законопроекта поправки или отклонить их. После рассмотрения на заседании комиссии текст доработанного законопроекта представляется председателю областного Собрания депутатов для второго чтения вместе с подготовленным перечнем предлагаемых к включению или отклонению поправок.
Статья 12. Второе чтение законопроекта
1. При втором чтении законопроекта в областном Собрании депутатов с докладом выступает инициатор законопроекта.
Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комиссии (рабочей группе), о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения постоянных комиссий, депутатских групп по поводу поправок, внесенных при доработке документа. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого обоснования.
2. После того, как проведены прения по поправкам, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии или отклонении поправок.
Каждая из поправок, не внесенная инициатором в текст законопроекта перед вторым чтением, ставится на голосование и принимается большинством голосов от установленного числа депутатов областного Собрания депутатов.
После принятия решения по поправкам проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении.
Статья 13. Принятие законопроекта во втором чтении
В результате голосования областное Собрание депутатов принимает законопроект во втором чтении. Решение о принятии законопроекта во втором чтении принимается Собранием большинством голосов от установленного числа голосов депутатов Собрания. В случае, если законопроект не принят в целом, он может приниматься постатейно, переноситься на следующее чтение или отклоняться в целом. Отклонение законопроекта осуществляется большинством голосов от установленного числа депутатов.
Статья 14. Редакционно-юридическая экспертиза (доработка) принятого закона
Принятый областным Собранием депутатов закон и другие нормативные правовые акты окончательно выверяются ответственными комиссиями (рабочими группами), авторами законопроектов, государственно-правовым отделом Собрания и в трехдневный срок передаются в протокольную часть областного Собрания депутатов.
Статья 15. Подписание и порядок отклонения принятых законов Главой администрации области
1. Председатель областного Собрания депутатов в пятидневный срок направляет закон Главе администрации области, который обязан подписать его в течение 10 дней с момента поступления и опубликовать либо мотивированно отклонить.
2. Если Глава администрации области в течение 10 дней с момента поступления закона отклоняет его, областное Собрание депутатов рассматривает данный закон повторно на очередной сессии областного Собрания депутатов.
Отклоняя закон, Глава администрации области предлагает либо свою редакцию закона в целом, либо редакцию отдельных его разделов, глав, статей и их частей и пунктов, либо мотивированно сообщает в своем послании о нецелесообразности или незаконности принятия данного закона.
Статья 16. Порядок работы над отклоненным Главой администрации области законом
Закон, возвращенный Главой администрации области для повторного рассмотрения, направляется председателем областного Собрания депутатов на заключение инициатору законопроекта и постоянным комиссиям или специально созданной комиссии Собрания, которые рассматривают его в течение 10 дней.
По итогам рассмотрения комиссия может рекомендовать областному Собранию депутатов:
а) одобрить закон в ранее принятой редакции;
б) одобрить закон в редакции, предложенной Главой администрации области;