АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
двадцать четвертая сессия
РЕШЕНИЕ
от 28 мая 1996 года N 233
О состоянии и основных направлениях
региональной политики в здравоохранении
Архангельской области
_______________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Архангельского областного
Собрания депутатов от 20 октября 2006 года N 916
_______________________________________________________________________
Областное Собрание депутатов
решает:
1. Утвердить основные направления региональной политики в здравоохранении Архангельской области (прилагаются).
2. Предложить администрации области принять меры по обеспечению приоритетного финансирования учреждений здравоохранения области.
3. Рекомендовать администрации области разработать концепцию развития здравоохранения Архангельской области, внести на ее рассмотрение в областное Собрание депутатов в IV квартале 1996 года.
Председатель областного
Собрания депутатов
Н.А.Исаков
Приложение
к Решению областного
Собрания депутатов
от 28.05.96 N 233
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
региональной политики в здравоохранении
Архангельской области
Введение
Здравоохранение представляет особую сферу деятельности государства по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье и в связи с этим является приоритетным направлением в формировании политической, экономической и социальной жизни государства и общества.
Однако сложившаяся к 90-м годам в России система здравоохранения с ее финансированием по остаточному принципу на уровне 3,3% от валового национального продукта (6 - 14% в развитых странах), с ориентацией на экстенсивный путь развития (наращивание количественных показателей) характеризовалась крайне низким потенциалом фондовооруженности, несовершенной организацией медицинской помощи.
Негативное воздействие экономического кризиса, резкий спад финансирования обусловили критическую ситуацию в отрасли.
В настоящее время система здравоохранения не в состоянии сдержать процесс ухудшения здоровья населения, в полной мере обеспечить гарантированные Конституцией права граждан в области охраны здоровья. Провозглашенные принципы доступности и бесплатности медицинской помощи не обеспечены реальными ресурсами.
Изменение механизмов финансирования отрасли в связи с введением обязательного медицинского страхования не принесло ожидаемых результатов в связи с невыполнением обязательств со стороны бюджетов всех уровней, законодательным несовершенством. В последние годы уровень суммарных расходов на здравоохранение постепенно снижается, не обеспечивая минимальной потребности на простое воспроизводство основных фондов.
Региональной системе здравоохранения свойственны те же проблемы и организационные недостатки, что и для всей системы российского здравоохранения в целом: преимущественно лечебная ориентация с доминированием наиболее затратных стационарных видов и недостаточное развитие внебольничной медицинской помощи, несовершенство инфраструктуры медицинской помощи.
Это обуславливает дефицит квалифицированной амбулаторной, особенно диагностической и лечебной помощи, низкую профилактическую направленность.
При относительно высоком показателе уровня обеспеченности населения больничными койками система стационарной помощи представлена преимущественно маломощными, неэффективными больничными учреждениями. Население подавляющего большинства районов не обеспечено в рамках муниципальной системы сельского здравоохранения специализированной медицинской помощью, ограничена ее доступность на уровне областных учреждений.
Отрицательное воздействие на здравоохранение оказывает несовершенство системы управления, которое в первую очередь проявляется в разобщенности различных государственных структур, занимающихся вопросами охраны здоровья.
Децентрализация в управлении осуществляется на нескоординированной основе: отсутствует должное взаимодействие между муниципальной, государственной и ведомственной системами здравоохранения, а также органами управления здравоохранением на региональном и федеральном уровнях.
В последние годы утрачены гарантии стабильного обеспечения населения лекарственными препаратами, требуется создание системы управления лекарственным обеспечением.
Состояние здоровья населения области характеризуется нарастанием негативных тенденций в демографических процессах, ростом заболеваемости и инвалидизации, ухудшением показателей физического и психического развития детей.
Одной из причин неэффективности проведения преобразований в Российском здравоохранении является отсутствие государственной концепции развития отрасли, законодательно-нормативной базы, несовершенство системы финансирования и планирования в здравоохранении.
Все это требует необходимости разработки основных направлений региональной политики в здравоохранении области.
Цель
Цель основных направлений региональной политики:
- защита общественного здоровья населения области в условиях социально-экономического кризиса;
- сохранение целостности и развитие всех систем здравоохранения;
- региональная организация деятельности медицинских учреждений;
- гарантированное обслуживание граждан с высоким качеством и оптимальными затратами при увеличении потребности в медицинской помощи.
Осуществление предусмотренных мер в сочетании с экономической стабилизацией в стране обеспечит преодоление кризисных явлений, создаст предпосылки для восстановления и развития государственной и муниципальной системы здравоохранения, будет способствовать повышению качества и уровня жизни.
Для практической реализации требуется разработка и осуществление основных направлений региональной политики в здравоохранении:
1. Изменение принципов организации медицинской помощи населению.
2. Совершенствование системы управления здравоохранением.
3. Совершенствование инвестиционной политики и ресурсного обеспечения региональной системы здравоохранения.
4. Совершенствование инновационной политики в здравоохранении, развитие медицинской науки.
5. Совершенствование лекарственного обеспечения.
6. Совершенствование кадровой политики.
основные направления
1. Изменение принципов организации медицинской помощи
Изменение политических и социально-экономических отношений в стране закономерно обуславливает изменение идеологии государства в области охраны здоровья: от всестороннего удовлетворения всевозрастающих потребностей населения к рациональному использованию ограниченных ресурсов с обеспечением доступной и качественной медицинской помощи. Реализация такой политики возможна лишь при условии изменения существующих принципов в организации медицинской помощи, а именно:
1. Переориентация всех служб здравоохранения и социального обеспечения на приоритетное развитие первичной (амбулаторной) помощи в целях ее доступности в территориальном и временном отношении, предотвращение неоправданной госпитализации.
Реформирование амбулаторной помощи должно быть связано в первую очередь с изменением принципов организации медицинской помощи сельскому населению:
сохранение и развитие первичного звена оказания доврачебной и первой врачебной помощи через фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории, обеспечив их новыми, современными лечебно-профилактическими технологиями;
поэтапное создание системы врачей общей практики, семейных врачей;
реорганизация маломощных участков больниц в центры медико-социальной помощи, в структуру которых входят: врачебные амбулатории, пункты скорой медицинской помощи, палата интенсивной терапии, родовая палата, отделение социальной помощи, отделение сестринского ухода и долечивания;
концентрация квалифицированной и специализированной медицинской помощи в рамках межмуниципальных медицинских центров на принципах медицинского районирования;
развитие системы выездной медицинской помощи, в том числе центра экстренной медицинской помощи;
реорганизация поликлиник в лечебно-диагностические и реабилитационные центры;
организация консультативно-диагностических поликлиник, отделений при стационарах;
организация оказания первой медицинской помощи путем развития парамедицинских служб, создания концепции самолечения, включающей целевое здравоохранительное просвещение, формирование контролируемого безрецептурного отпуска лекарственных препаратов, оказание консультативной помощи провизором аптеки;
формирование у населения здорового образа жизни, гигиенических навыков, знаний по оказанию само- и взаимопомощи в предупреждении и развитии болезней.
2. Сокращение коечного фонда в больницах при повышении интенсивности труда и эффективности работы лечебно-диагностических служб путем внедрения новых медицинских технологий.
Создание отделений однодневной хирургии и дневных стационаров.
3. Децентрализация специализированных служб: психиатрической, фтизиатрической и других при одновременном проведении методической работы по формированию потока больных.
4. Разработка и внедрение новой структуры больничных учреждений с выделением 4-х типов стационаров: интенсивного лечения, долечивания, сестринского ухода, хосписов.
5. Интеграция государственной, муниципальной и ведомственной системы здравоохранения.
6. Постепенная интеграция систем здравоохранения и социальной защиты населения.
Осуществление указанных мероприятий приведет к последовательной оптимизации инфраструктуры здравоохранения области.
2. Совершенствование системы управления здравоохранением
Совершенствование управления отраслью основывается на политике, проводимой государством в сфере здравоохранения, которая направлена на повышение ответственности государства за охрану здоровья народа, сохранение целостности и развитие государственной и муниципальной, а также предоставление возможности формирования частной систем здравоохранения.
Оперативное реагирование на ухудшение демографической ситуации (рождаемость, заболеваемость, инвалидность, смертность) и принятие неотложных мер, направленных на ее изменение, является главным в деятельности органов власти на федеральном и региональном уровнях.
При формировании управления системой здравоохранения целеполагание должно быть сосредоточено на:
1. Координации деятельности органов исполнительной власти и ведомств на территории области через межведомственную комиссию по охране здоровья, создаваемую при администрации области;
2. Децентрализации управления системой, предусматривающей передачу функций по поддержанию и развитию системы по охране здоровья на места, сохранив за управлением отрасли в регионе функции координации, контроля, методического, научного и правового обеспечения;
3. Формировании организационно-правовой основы на областном законодательном уровне по разграничению компетенций и полномочий, а также уровней ответственности за состояние здоровья населения и организации медицинской помощи между администрацией области и органами местного самоуправления городов, районов, сельских администраций;
4. Осуществлении законодательного разграничения компетенций и полномочий с учетом региональных интересов между областной администрацией и федеральными органами исполнительной власти, ответственными за управление здравоохранением;
5. Сохранении и укреплении целостности управления всеми системами здравоохранения на территории области.
6. Преобразовании департамента здравоохранения в рамках администрации области в орган по координации деятельности и взаимодействию всех субъектов, находящихся на территории области, обеспечивающих охрану здоровья населения, таких как организации системы обязательного медицинского страхования, предприятия и организации, обеспечивающие снабжение лекарственными препаратами и медицинской техникой, учреждения ведомственной медицины, а также образовательные учреждения медицинского профиля, предприятия и учреждения социальной сферы;
7. Принятии областного закона "Об охране здоровья населения Архангельской области", основанного на федеральных законах о государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения, об основах демографической политики, об охране репродуктивного здоровья населения, об охране психического здоровья населения, об основах деятельности медицины катастроф, инновационной политики в области здравоохранения и других, находящихся на обсуждении в федеральных органах власти.
3. Совершенствование ресурсного обеспечения и инвестиционной
политики
Управление ресурсным обеспечением отрасли ориентировано на следующие принципы:
1. Принцип оптимальности финансовых ресурсов (достаточности), формируемых с учетом показателей здоровья населения, качества и доступности медицинской помощи, реализуемой на основе гарантий бюджетов соответствующих уровней.
2. Принцип рационального планирования и финансирования, достигаемый прежде всего путем реализации системы мер, направленных на совершенствование организации медицинской помощи.
В целях улучшения ресурсного обеспечения необходимо продолжить:
а) совершенствование системы финансирования, планирования, ценообразования медицинских услуг и взаиморасчетов учреждений здравоохранения;
б) формирование долговременных экономических нормативов по финансированию учреждений здравоохранения из бюджетов различных уровней на все виды лечебно-диагностической деятельности с учетом программных целей, определенных задачами реформы системы здравоохранения;
в) дальнейшее формирование дополнительных источников финансирования, а также проведение преобразований, направленных на совершенствование и удешевление модели обязательного медицинского страхования.
С целью обеспечения устойчивости инвестиционной политики по поддержанию и развитию материально-технической базы здравоохранения необходима ориентация на следующие принципы:
программа целевого планирования;