Реформа жилищно-коммунального хозяйства - одна из наиболее ранних структурных реформ. За годы реформы были достигнуты следующие позитивные результаты в реформировании жилищно-коммунальной отрасли.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда за 2000 - 2007 годы увеличилась с 58,9 до 76,1 процента, доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 41,1 до 23,9 процента.
В управление жилищным фондом внедряются договорные отношения, развиваются формы самоорганизации жильцов. В городе успешно функционируют 21 товарищество собственников жилья и 31 жилищно-строительный кооператив. Восемь частных управляющих организаций оказывают услуги и выполняют работы по содержанию и ремонту 52 многоквартирных домов.
Предприятия частной и смешанной форм собственности являются полноценными партнерами на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг. На их долю приходится 75,6% от численности предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (в 2006 году - 65,6%).
Повысилась собираемость платежей населения с 91,9% в 2006 году до 93,7% в 2007 году.
Создана эффективная система адресной социальной защиты низкодоходных слоев населения. С 2006 года организовано перечисление средств получателям субсидий на банковские счета или вклады до востребования. Гражданам, не имеющим возможности по состоянию здоровья или в силу возраста открывать счета и пользоваться ими, субсидии предоставляются путем выплаты (доставки) средств через организации связи. В 2007 году 10,8% семей воспользовались правом на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
В рамках программы "Переселение граждан города Благовещенска из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004 - 2010 годы" за счет средств городского бюджета приобретено 5 квартир для переселения граждан из аварийных жилых домов. Средства федерального бюджета в сумме 100 млн. руб. внесены в долевое строительство жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Объем вложенных средств частных инвесторов в развитие жилищно-коммунального хозяйства городского округа увеличился с 90,7 млн. руб. в 2006 году до 94,86 млн. руб. в 2007 году.
В то же время не решены следующие проблемы отрасли:
- неудовлетворительное финансовое положение предприятий;
- степень износа основных фондов коммунальной инфраструктуры;
- большие потери энергоресурсов;
- высокие затраты на производство услуг, отсутствие стимулов и условий для снижения издержек;
- низкое качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- отсутствие средств на проведение технической инвентаризации объектов жилищно-коммунального хозяйства.