Ключевым элементом системы непрерывного планирования является Стратегия, которая рассматривается в качестве метода перехода из текущего поля тенденций развития региона в прогнозное поле основных направлений развития, соответствующих выбранным приоритетам, целям и задачам социально-экономического развития. Стратегия взаимоувязана со всеми документами планирования как во временном, так и в территориальном разрезе.
Стратегия является определяющим и координирующим документом, в котором обозначены стратегические цели и основные задачи развития региона и муниципальных образований на долгосрочном этапе планирования. Таким образом, Стратегия является полноценным базовым элементом системы непрерывного планирования развития региона.
Вторым элементом системы непрерывного планирования является использование программно-целевого метода управления развитием региона. Задачей использования программно-целевого метода является "переход из точки в точку", т.е. обеспечение достижения показателей и индикаторов социально-экономического развития региона через реализацию конкретных программных мероприятий, механизмов, инструментов. При этом Стратегия остается основополагающим документом для разработки программы социально-экономического развития, государственных программ Амурской области.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 06.03.2014 N 123)
В целях эффективной реализации Стратегии система непрерывного планирования должна включать третий элемент - систему оперативного реагирования, что обеспечит повышение эффективности деятельности органов власти и управления за счет своевременной корректировки механизмов и инструментов государственного регулирования социально-экономических процессов. Система оперативного реагирования базируется на своевременном анализе отклонений фактических значений показателей и индикаторов от плановых с целью выявления факторов, влияющих на эти отклонения, с последующим принятием решений по корректировке управленческих решений.
Фактически речь идет о построении эффективной системы непрерывного планирования, при которой учитываются изменения условий, факторов внешней и внутренней среды, смена тенденций, являющихся критическими для достижения стратегических целей.
Типовые подходы к оперативному реагированию на отклонения целевых показателей и изменения внешней среды приведены на рис. 16. Для оперативного реагирования на отклонения целевых показателей и изменения внешней среды предлагается корректировать структуру проблемы, цели, задачи, изменять методы (технологии) их достижения, вносить изменения в программные мероприятия, пересматривать их приоритетность, механизмы управления.
В качестве субъектов системы оперативного реагирования выступают государственные органы исполнительной власти Амурской области, органы местного самоуправления и администрации хозяйствующих субъектов (аппарат управления, менеджеры предприятий и организаций).
┌══════════════════════════════‰ ┌═══════════════════════‰
│Отклонение целевых показателей│ │Изменения внешней среды│
└══════════════┬═══════════════… └═══════════┬═══════════…
\│/ \│/
┌══════════════════════┴═══════════════════════════════════┴═════════════════════‰
│┌══════════════‰ ┌═════════‰ ┌═════════‰ ┌══════════‰ ┌═══════════‰ ┌══════════‰│
││ Изменение │ │Изменение│ │Изменение│ │ Изменение│ │ Изменение │ │Изменение ││
││структуризации│ │ целей │ │ задач │ │ методов │ │программных│ │механизмов││
││ проблемы │ │ │ │ │ │достижения│ │мероприятий│ │управления││
│└══════════════… └═════════… └═════════… └══════════… └═══════════… └══════════…│
└══════════════════════┬═══════════════════════════════════┬═════════════════════…
\│/ \│/
┌════┴════‰ ┌════┴════‰