Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства области от 23.09.2011 N 601

Таблица 2



Анализ вероятности возникновения данных негативных факторов

Возможный негативный

Вероятность возникновения

эффект

высокая

средняя

низкая

Сильный

Усиление диспропорций в уровне экономического развития области. Высокая сырьевая направленность экспорта, зависимость экономики от мировой конъюнктуры на рынке сырья

Снижение мировых цен на рынке благородных металлов. Увеличение расходов бюджета области на финансовое выравнивание муниципальных образований

Снижение инвестиционной активности. Утрата интереса со стороны внешних инвесторов

Средний

Рост цен на продукцию и услуги естественных монополий. Дефицит высоко- квалифицированных рабочих кадров

Рост износа основных производственных фондов и изношенности объектов общественной инфраструктуры

Ухудшение экологической ситуации. Техногенные катастрофы. Природные катаклизмы

Слабый

Увеличение миграционного оттока и естественной убыли населения

Снижение конкурентоспособности региональных товаропроизводителей

Отсутствие стимулов к предпринимательской деятельности


Значительный негативный эффект при средней вероятности возникновения имеют факторы "Снижение мировых цен на рынке благородных металлов". "Рост износа основных производственных фондов и изношенности объектов общественной инфраструктуры".

Проведенный комплексный анализ сильных и слабых сторон региона, направленных на развитие инвестиционной деятельности в Амурской области, показал., что уровень инвестиционной активности как региональных, так и иностранных инвесторов не полностью соответствует потребностям экономического развития региона и требуется решение проблемы улучшения инвестиционного имиджа области.

Выделены факторы, снижающие инвестиционную активность в Амурской области и подавляющие сам процесс генерации инвестиционных проектов. Эти факторы препятствуют реализации конкретных инвестиционных проектов и поиску способов их осуществления, сужают круг потенциальных инициаторов инвестиционных проектов и программ.

К ним отнесены:

неравные условия для российских и иностранных инвесторов по сравнению с приграничным Китаем, где существует более льготный режим для инвесторов;

узкий выбор использования механизмов привлечения инвестиций из существующих финансовых инструментов. В настоящее время остается практически невозможным доступ к ресурсам государственных компаний "Внешэкономбанк", "Европейский Банк Регионального Развития", Инвестиционного фонда Российской Федерации и т.д. Низка активность коммерческих банков Дальневосточного региона и Амурской области;

отсутствие специализированных структур (агентств по работе с инвестициями и инвестиционными проектами) для содействия инвесторам в сопровождении, реализации и продвижении инвестиционного проекта;

низкий уровень обеспеченности инфраструктурой, прежде всего транспортной. Отсутствие эффективной логистической системы транспортных связей и их взаимоувязки с местами формирования основных грузопотоков;

отсутствие опыта применения государственно-частного партнерства и других прогрессивных инструментов инвестиционной политики;

низкая узнаваемость Амурской области. Динамичное развитие экономики невозможно без наличия благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе и улучшения инвестиционного имиджа области;

отсутствие региональных институтов развития (на уровне Дальневосточного федерального округа или Амурской области), лизинговых и факторинговых компаний;

слабая проработка и некачественная подготовка инвестиционных предложений и проектов (несоответствие международным стандартам) для зарубежных и российских инвесторов.

Анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что, как правило, в экономику области привлекаются инвестиции для реализации отдельных проектов, не увязанных между собой ни сроками реализации, ни результатами. При этом в отдельности они оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие региона.

Разовое привлечение иностранных инвестиций уже недостаточно. Необходимо использовать стратегический подход к управлению инвестиционным процессом в области. При этом привлечение инвестиций невозможно без формирования позитивного имиджа области и хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.

Появились новые инструменты инвестирования на федеральном уровне, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, создан Инвестиционный фонд Российской Федерации, ГК "Внешэкономбанк", Венчурный фонд. Однако не все бизнес-планы, имеющиеся у предприятий, соответствуют требуемым стандартам и тем более международным.

На квалифицированную разработку таких проектов у большинства инвесторов нет средств. Именно в этом случае необходимо изыскивать и привлекать дополнительные источники финансирования, стимулируя деятельность по разработке бизнес-планов и применяя новые инструменты инвестирования.

Для стимулирования инвестиционной деятельности на территории Амурской области совершенствуется законодательная база, проводится работа по снижению административных барьеров, предоставляются различные виды государственной поддержки: налоговые льготы и государственные гарантии, субсидируется часть процентных ставок по кредитам банков, предоставляются иные целевые субсидии.

Анализ деятельности Правительства области в инвестиционной сфере отмечает и другие положительные стороны:

разработана и на уровне региона утверждена нормативная правовая база, позволяющая внедрение новых технологий инвестиционной деятельности с получением бюджетного эффекта для каждого конкретного случая инвестирования;

работа исполнительных органов государственной власти области строится не только с представителями крупного бизнеса, но и с малым и средним бизнесом;

проводится мониторинг как крупных проектов, знаковых, так и малых проектов, получающих господдержку из областного бюджета;

осуществляется работа по формированию баз данных по реализации инвестиционных проектов и продвижению инвестиционных предложений.

С целью дальнейшего развития инвестиционной деятельности необходимо постоянно демонстрировать наиболее привлекательные стороны и сектора экономики Амурской области с помощью активной и грамотно поставленной информационной работы.

Создаваемый с ее помощью имидж региона следует при этом рассматривать как хорошо зарекомендовавший себя товар: он должен быть мгновенно узнаваемым и вызывать у потенциальных инвесторов чувство доверия.

При рассмотрении матрицы "Инвестиционный климат - инвестиционный имидж", представленной в таблице 3, по отношению к Амурской области можно сделать следующий вывод: для региона характерна ситуация "Благоприятный инвестиционный климат не соответствует имиджу: последний хуже первого".