В ходе реализации комплекса мер по модернизации общего образования в 2011 году были получены качественные изменения и положительные эффекты по следующим направлениям.
2.1. Повышение средней заработной платы учителей государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений
В целях повышения заработной платы учителей общеобразовательных учреждений 29 августа 2011 года принят Закон Амурской области N 513-ОЗ "О финансовом обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях", которым определены повышенные на 30% нормативы финансирования фонда оплаты труда учителей.
Нормативы финансирования устанавливаются для общеобразовательных учреждений на одного обучающегося в год по типам и видам общеобразовательных учреждений, по ступеням общего образования, видам классов, а также на обучение детей, находящихся в лечебно-профилактических учреждениях. Нормативы финансирования определяются отдельно для общеобразовательных учреждений городских округов, городских и сельских поселений.
В состав норматива оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений входят базовый оклад, выплаты стимулирующего характера, иные выплаты, предусмотренные положением об оплате труда общеобразовательного учреждения.
В результате этого достигнуты системные изменения: все общеобразовательные учреждения получают бюджетные средства на основе принципов нормативно-подушевого финансирования, ведут бухгалтерский учет самостоятельно или на основе возмездных договоров. В соответствии с утвержденными нормативами финансирования средства в полном объеме доводятся до каждого общеобразовательного учреждения. Обеспечена прозрачность всех процедур распределения бюджетных средств внутри учреждения. Внедрены управленческие и экономические механизмы, повышающие заинтересованность коллективов образовательных учреждений в росте объемов и качества образовательных услуг, предоставляемых населению. Появился реальный стимул для перевода учреждений на автономный тип.
Усовершенствована новая система оплаты труда через резкое повышение стимулирующей части фонда оплаты труда учителей. Приказом министерства образования и науки области от 31 августа 2011 года N 1352 утверждены примерные показатели и критерии оценки результативности труда педагогического работника общеобразовательного учреждения, учитывающие все виды образовательной деятельности.
Получены следующие эффекты: стимулирование труда учителя повысило эффективность деятельности образовательных учреждений и качество образования, установленная простая и прозрачная процедура распределения фонда оплаты труда привела к улучшению психологического климата в коллективах, повышению мотивации педагогов к повышению своей квалификации. Обеспечено участие представителей общественности в оценке труда учителей и руководителей общеобразовательных учреждений при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, что сделало школу более открытой.
Средняя заработная плата учителей достигла к концу года 20697,3 рубля, что составило 94,1% к уровню средней заработной платы по экономике региона за первый квартал 2011 года. Таким образом, взятые обязательства по данному направлению выполнены.
2.2. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты
В соответствии с распоряжением Правительства Амурской области от 10 августа 2010 года N 87-р в 2010/11 учебном году проведен эксперимент по введению ФГОС начального общего образования в 31 общеобразовательном учреждении области (64 первых класса с общей численностью 1416 обучающихся). По проблеме введения ФГОС начального общего образования обучены 1972 человека, в том числе 943 учителя начальных классов, 568 педагогов среднего звена и 461 руководитель общеобразовательных учреждений.
С 1 сентября 2011 года новое содержание начального общего образования осваивают 10428 обучающихся в 586 первых классах (100% от общего числа обучающихся первых классов, 30,9% от общего числа обучающихся на ступени начального общего образования). В рамках реализации проекта по модернизации региональной системы общего образования закуплено оборудование для организации урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.
В целях осуществления поэтапного перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования проведена следующая работа:
организована разъяснительная работа с использованием Интернет-ресурсов, средств массовой информации среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС общего образования, его актуальности для системы образования;
включены в план курсовой подготовки проблемные курсы для специалистов, методистов органов местного самоуправления по теме "Научно-методическое сопровождение введения ФГОС общего образования (основная школа)";
разработан механизм требований к подготовке общеобразовательных учреждений к введению ФГОС основного общего образования с 1 сентября 2012 года.
По данному направлению обязательства выполнены.
2.3. Внедрение эффективных механизмов привлечения в систему образования педагогов и организация непрерывного образования и профессионального развития педагогических и руководящих кадров
Для обеспечения непрерывного образования педагогических работников в области внедрена модульно-накопительная система повышения квалификации руководящих и педагогических кадров. Такой подход в организации курсовой подготовки позволяет учителю выбирать необходимые для него образовательные модули, ориентируясь на имеющийся базовый уровень его подготовки.
Система финансирования повышения квалификации является многоканальной - через доведение субсидии ГОАУ ДПО Амурскому областному институту развития образования на выполнение государственного задания в виде межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям и из средств проекта модернизации. ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования осуществляет курсовую подготовку по заявкам муниципальных образований и образовательных учреждений. Таким образом, данная система позволит обеспечить переход в 2012 году на персонифицированную систему повышения квалификации с включением в нее учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Амурской области и субъектов Российской Федерации.
Повышение квалификации также осуществляется в рамках федеральной стажировочной площадки на базе ГОАУ ДПО Амурского областного института развития образования и 4 базовых общеобразовательных учреждений на основе индивидуальной траектории обучения слушателей за счет средств ФЦПРО. Наряду с традиционными курсами повышения квалификации (38%) существенную долю (более 47%) занимают проблемно-тематические семинары, практикумы, педагогические мастерские, мастер-классы учителей - победителей ПНПО "Образование".
В области обеспечена нормативная правовая база организации и проведения аттестации педагогических кадров. Согласно действующему положению квалификационные испытания педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводятся в письменной форме в виде комплексного задания, ориентированного на решение педагогических задач. Внедряется дистанционная форма прохождения испытания с привлечением органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Доля учителей, имеющих высшую, первую категории и прошедших аттестацию на соответствие занимаемой должности, составляет 48%.
В 2011 году в муниципальные образовательные учреждения принято 134 молодых специалиста, которым произведены единовременные выплаты из средств муниципальных бюджетов.
В целях привлечения выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования для работы в школах, закрепления учителей в 2011 году из областного бюджета направлено 5700,0 тыс. рублей на социальные выплаты семи молодым учителям на приобретение (строительство) жилья. 28 учителей через долгосрочную целевую программу "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010 - 2012 годы" воспользовались социальными выплатами на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита.
По данному направлению обязательства выполнены.
2.4. Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения
В области реализуется модель дистанционного образования детей-инвалидов. По состоянию на 1 января 2012 года организовано обучение 160 детей-инвалидов, образовательный процесс осуществляют 154 учителя, обучение ведется в 56 школах области.