На протяжении долгого времени сущность воспитания в учреждениях для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в России заключалась, в основном, в стремлении подготовить из воспитанников граждан, полезных государству. Воспитательная система государственных учреждений для указанной категории детей в дореволюционный период мало считалась с возможностями, способностями и интересами отдельного ребенка. Требования современного общества к своим гражданам постоянно повышаются, а, как показывает практика, воспитанники учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, им не всегда отвечают. Детям трудно развивать свои творческие способности и заводить друзей вне стен социального учреждения. Таким образом, на сегодняшний день главной задачей социально-педагогической работы являются подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, раскрытие и развитие их творческого потенциала, формирование представлений об успешности у каждого ребенка.
В настоящее время на территории Амурской области действуют 9 социальных приютов для детей и 3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних. Общая мощность указанных учреждений составляет 452 койкоместа. Дети, поступающие в указанные учреждения, находятся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. На сегодняшний день в социальных учреждениях для детей находится 341 ребенок.
Однако работа, проводимая в области для детей социально уязвимых категорий, недостаточна и требует наибольшего внимания к индивидуальным качествам и возможностям каждого ребенка.