Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение его благосостояния, развитие малых предприятий в производственных секторах и сфере услуг.
Специфика деятельности предприятий туристического комплекса определяется устойчивой взаимосвязью с целым рядом отраслей экономики (строительство, транспорт, связь, гостиничное хозяйство, общественное питание, торговля, культура, страхование, реклама и другие).
В 2010 году около 70 процентов затрат туристских предприятий области составили расходы на приобретение услуг сторонних организаций, наибольший удельный вес среди которых заняли услуги по размещению и проживание (37,5%), транспортные услуги (24,9%), питание (5,1%).
Высокий туристско-рекреационный потенциал области используется далеко не в полной мере ввиду отсутствия основных видов базовой инфраструктуры, несмотря на наличие широкого спектра потенциально привлекательных туристских объектов.
Сами по себе уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает область, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в области.
Требуемый уровень конкурентоспособности туристского рынка области в средне- и долгосрочной перспективе не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества в реализации масштабных туристских проектов и подпрограмм, направленных на развитие туристской привлекательности области, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов.
Подпрограммно-целевой метод необходим для обеспечения сбалансированности и последовательности решения стоящих задач, расстановки приоритетов и создания эффективного механизма решения проблем. При этом создание и развитие современных туристских комплексов через механизмы реализации подпрограммы будут способствовать решению ряда важнейших задач по созданию дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:
разрозненные действия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед ними задач в области туризма;
распыление бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере туризма. В этом случае государственная политика развития туристско-рекреационного комплекса области может свестись преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования, что обеспечит лишь локальную результативность в части создания предпосылок для более полного использования имеющихся туристско-рекреационных ресурсов. С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении задач с использованием программно-целевого метода.